prn13-2778

Основное назначение пигментов - окрашивание материала, в который они введены. Обычно это бесцветная или белая глазурь, но окрашивать можно и ангобы, и керамические массы.

На основе пигментов можно самостоятельно приготовить подглазурные краски, краски высокого огня, надглазурные краски, для этого необходим флюс на соответствующую температуру.

В группу ПИГМЕНТЫ здесь включены также грануляты - зернистые окрашенные порошки для получения эффекта крапчатости глазури или черепка, а также подглазурные пастели - пигменты, отформованные с добавками глинистых компонентов в виде стержней.

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Пигменты предназначены для получения цветных составов сознательными действиями, предполагающими опыт работы и понимание материала. В связи с этим пигменты может использовать преподаватель, но не учащиеся.

Основные характеристики.

ХИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - перечисление основных существенных элементов пигмента. Например, циркон-ванадиевый бирюзовый имеет химическую систему Zr-Si-V.

И 17/800, и № 38, и ВК-2 дадут в глазури
примерно один и тот же бирюзовый цвет,
так как принадлежат к одной системе Zr-Si-V.

Где бы не был произведен этот пигмент, он будет иметь примерно тот же цветовой тон, максимальную температуру использования, интенсивность, особенности поведения в тех или иных глазурях. Химсистема позволяет разговаривать технологам любой страны на одном языке, без использования фирменных номеров типа "краска № 38", "ВК-2", "17/800" (указаны циркон-ванадиевые пигменты разных фабрик). Пигменты принципиально новой химсистемы по статистике появляются 1 раз в 40 лет.

МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА - температура, выше которой пигмент легко растворится в глазури, потеряв свой собственный цвет. Понятие "минимальная температура" для пигментов не используется. В чистом виде, в отсутствии агрессивного расплава глазури, пигменты обычно выдерживают существенно более высокие температуры.

СРЕДА. Цвет некоторых пигментов сильно зависит от среды обжига - окислительной или восстановительной. Большая часть пигментов предназначена для окислительной среды, есть пигменты, которые не чувствуют окислительно-восстановительного потенциала газовой среды.

ИНТЕНСИВНОСТЬ. Кобальтовые и кобальт-хромовые пигменты имеют высокую интенсивность, розовые, красные, пинки - низкую. Характерные концентрации, необходимые для получения глазурей максимально насыщенного цвета, указаны в описании каждого пигмента.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ ГЛАЗУРИ. Эта информация имеет значение, если пигментом окрашивают глазури.

Ярко-малиновый пигмент 16/713 п в глазури
S-0108 меняет свой цвет до неузнаваемости!
(показана кракле-глазурь S-0108-03, 1060°C,
глазурь снята с производства)
При высоких температурах пигмент частично растворяется в глазури (по меньшей мере - наиболее мелкодисперсная часть пигмента). Обычно получающийся раствор имеет цвет, отличающийся от цвета пигмента. В итоге наблюдаемый после обжига цвет является суммой цвета пигмента и цвета раствора пигмента в глазури. Для минимальной растворимости необходимы благоприятные (для каждого пигмента - свои) составы глазури. Часто бывает достаточно исключить из состава глазури один из компонентов, чтобы получить чистый насыщенный цвет. О том, какой цвет получается при растворении в глазури оксидов металлов, можно прочитать в описании солей и оксидов.
prn13-1144
Фон тарелки выполнен глазурью S-0126-03,
имеющей правильный состав для пигмента 16/713 п.
Яркий цвет сохраняется до 1230С.

ЦВЕТ. Как ни странно, эту характеристику мы поставили на последнее место. Если пигмент введен в нужную глазурь в нужной концентрации и обожжен в правильных условиях, цвет полученного покрытия автоматически получится правильным.

 

Особенности технологии.

ВВЕДЕНИЕ В ГЛАЗУРИ. 1-ый способ - совместный помол. Все количество пигмента добавляют в мельницу вместе с глазурной шихтой и проводят стандартный помол (10-30 часов). Этим достигается максимальная однородность глазури. Для большей яркости предпочтительно загружать пигмент в мельницу за 0,5-1 час до окончания помола.

Шаровая мельница 150 литров.

Во 2-ом способе пигмент смалывают в течение 0,5-1 часа в уже смолотой глазури, при этом используют весь требуемый объем или часть объема глазури. В этом случае достигается хорошее перемешивание, более крупные частички, если они присутствуют в порошке пигмента, практически полностью измельчаются. Пример. Для приготовления 25 л желтой глазури необходимо ввести в глазурь 2 кг пигмента 10/195 п. Для этого от 25 л неокрашенной глазури отбирают 2 л, добавляют в них 2 кг пигмента (т.е. весь!) и чуть-чуть воды, эту смесь смалывают в фарфоровом барабане в течение 1 часа. Полученный концентрат выливают в оставшийся объем (т.е. в 23 л) глазури. Смесь хорошо перемешивают и процеживают.

Лабораторная мельница: герметичные фарфоровые барабаны
(1-4 литра) вращаются на станине вместе
с глазурью и помольными шарами.

3-ий способ самый простой: увлажненный порошок пигмента всыпают в жидкую глазурь и перемешивают миксером в течение 10-30 минут. Способ удобен для получения небольших количеств цветной глазури при высоком качестве пигмента или при допустимости мелкой цветной точки.

ВВЕДЕНИЕ В АНГОБЫ, ЛИТЕЙНЫЕ МАССЫ. Так как ангобы и литейные массы много гуще глазурей, рекомендуется способ № 2. При введении пигментов в состав ангобов и масс результирующий цвет может быть иным. Как правило, в составе масс пигменты выдерживают несколько более высокую температуру обжига.

ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧНЫЕ МАССЫ. Во многие массы требуется введение вместе с пигментом небольшого количества флюса, например, S-0121, для усиления окраски. Пигмент и флюс смешивают с водой до получения суспензии консистенции жидкой сметаны. Пластичную массу разрезают на мелкие куски, заливают суспензией, хорошо перемешивают. Смесь гомогенизируют в глиномялке (если готовится большой объем массы) или многократной раскаткой в пласт. Однородность смешения оценивают на срезе: поверхность среза куска массы ножом должна казаться ровной по цвету, без разнотонных прожилок.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК. Некоторые пигменты можно использовать в качестве подглазурной или майоликовой краски без дополнительных добавок. Но обычно требуется смешение пигмента с флюсом и органическими материалами. Небольшие порции краски можно приготовить на стекле или в ступке: кончиком ножа, пипеткой и т.п. дозаторами выкладывают заданное количество пигмента, флюса, добавляют несколько капель воды или др. увлажняющей жидкости, смесь растирают мастихином, курантом или пестиком в ступке. Если пигмент или флюс содержат крупинки, смесь лучше протереть кистью через тонкое сито.

Использование пигментов в качестве
майоликовых красок с добавкой флюса.
Нанесены по белой сырой эмали.

Рекомендуемые флюсы: для подглазурной росписи - та прозрачная глазурь, которой роспись будет покрыта; для майоликовой росписи - та белая эмаль, по которой будет производится роспись; универсальные - S-0121, S-1044. Соотношение пигмент:флюс может составлять 60:40, уточняется на практике.

В краску можно ввести глицерин S-4659 для увеличения длины мазка, а также раствор КМЦ (S-4524), декстрина, крахмала, сахара и т.д. для предохранения краски от осыпания (в случае прикосновения руками, глазурования окунанием и т.д.).

Известна практика закрепления подглазурных красок обжигом изделия при температуре около 900°C. Это снимает проблему смывания краски в процессе глазурования. Вдобавок это дисциплинирует: закрепляющий обжиг гарантирует отсутствие воды в черепке под краской, которая может там присутствовать, если на сушку было отведено недостаточно времени.

Грануляты вводят в глазури или литейные массы без дополнительного помола. Непосредственно перед использованием глазурь следует хорошо перемешать. Грануляты, замешанные на прозрачной глазури, можно наносить кистью поверх основного слоя глазури. В этом случае после обжига зерна выглядят резче (контрастнее), чем в случае введения гранулятов в объем глазури.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Основная проблема при применении пигментов - как получить требуемый цвет. К сожалению, далеко не все цвета, различаемые человеческим глазом, возможно получить в керамическом исполнении.

Особенности цветовых характеристик см. в описании конкретной подгруппы. Большой объем цветовой информации можно найти в описаниях базовых глазурей - S-0121, S-0119, S-0017 и т.д. Реальные образцы можно посмотреть в офисе Хорсс.

Требования безопасности.

  • Тонкодисперсная пыль. Даже если пигмент не содержит токсичных компонентов, пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при работе с порошками.
  • Токсичные вещества. Некоторые пигменты содержат в своем составе химически связанные оксиды кобальта, марганца, никеля, представляющие опасность при попадании в организм. По сравнению со свободными оксидами, химически связанные оксиды представляют меньшую опасность. Тем не менее, соблюдайте простое правило: НЕ ПИТЬ, НЕ ЕСТЬ, НЕ КУРИТЬ на рабочем месте.

Реальные образцы с известными концентрациями
пигментов в известных глазурях, обожженные
при известной температуре - можно посмотреть в офисе.

Форма поставок.

Пигменты упакованы в прозрачные пластиковые банки. Стандартные упаковки - 50 г, 200 г, 1 кг.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях