Консультация

Керамическая консультация - Декорирование

Декорирование

Приемы и проблемы

К сожалению, мы можем ограничиться только общими замечаниями.

1. Основа (связующее, флюс) для введения оксидов и пигментов в данном случае обязательна. Лучше всего использовать легкоплавкие глазури, в том числе свинецсодержащие.

2. Проблема при нанесении: размер пор кирпича и размер частиц оксида/пигмента/флюса. У каждого кирпича есть своя структура пор, марка говорит только о прочности при сжатии (М300 = 300 кг/см кв.). Можно открыть поры - обработать поверхность шкуркой и тщательно удалить пыль, например, пылесосом, чтобы не загонять пыль в поры. Нужно фракционировать пигмент/оксид/флюс. Частицы крупнее 60 мкм в любом случае останутся на поверхности. Более мелкие - проникнут в поры. Можно это сделать одновременно - пропустить всю смесь через очень тонкое (0063, по-иностранному - примерно 200 меш) сито. При этих условиях сцепление по-сырому должно быть очень хорошим.

3. Проблема при закреплении обжигом: Возможно, пламя горелки и имеет температуру 800-900°С, но это не значит, что до такой температуры можно нагреть участок поверхности. Для справки - это желто-оранжевое свечение. Но это еще не всё! Кирпич имеет невысокую теплопроводность, поэтому локальный участок нагреется, а вот соседние - нет. В итоге сразу же, или через пару лет, это место может отслоится.

4. Проблема при эксплуатации: морозостойкость - это характеристика всего тела керамики. Если сам кирпич морозостойкий и покрытие прочно сцеплено, все будет нормально. В противном случае - шелушение покрытия через 1-5 зим.

Резюме: нужно пробовать. Рекомендуется начать с пластинок из кирпича толщиной 2-3 см. Их легче нагреть и их легче испытать на морозостойкость.

wallTileНа фото – плитка, изобретать дизайн которой – одно удовольствие!

Возьмите любой шамот типа 6015 ⚫  Шамотированная масса, S-6 или 6019 (ПГ-75, красный) ⚫  Шамотированная масса ПГ-7. Набейте в прямоугольную форму. Выньте из формы чуть окрепшую плитку.

Если провести по поверхности очень мокрой тряпкой – обнажатся светлые зерна. А можно заранее “намыть” этих зерен из обрезков шамота, смешать с жижей из тех же обрезков и нанести кисточкой поверх плитки в нужных местах.

После подсушки нанесите кистью темную высокотемпературную глазурь (подойдет коричневая 0129-04 ⚫  Глазурь красно-коричневая) и сразу сотрите сухой губкой: глазурь останется только в трещинках-углублениях. На некоторые места нанесите легкоплавкую темную глазурь, тонко! Например, 3043 м ⚫  Глазурь свинцовая ДКЗ, 30. При высокотемпературном обжиге она проест поверхность, оставив требующиеся подпалины. Если сухую поверхность размыть мокрой губкой, зерна обнажатся еще лучше, чем в случае мокрой поверхности!

И здесь – пробы-пробы-пробы! Вы получите потрясающий дизайн, может быть, через пару месяцев, а может быть, на 2-ую пробу: открывайте собственное производство!

Здесь две задачи:

  1. Заставить глазурь затечь в мелкие углубления рельефа, и чтобы при этом не образовались пузырьки воздуха
  2. Заставить глазурь мгновенно застывать при вынимании из емкости с глазурью.

Для первой задачи используют предварительное увлажнение. Его можно делать непосредственно, за 1 секунду, перед глазурованием. То есть рядом с емкостью с глазурью стоит емкость с водой, делаете быстрое окунание в воду и далее – в глазурь. При одинаковости всех условий можно получать одинаковую толщину слоя.
Однако, если черепок очень сильно впитывает воду, лучше использовать напыление тумана воды. Обязательным является и удаление любой пыли с поверхности, особенно – из углублений рельефа. Лучше всего это делает струя сжатого воздуха (не забудьте про вентиляцию!)

Для второй задачи нужно сделать состав более тиксотропным. Стандартное решение – несколько капель раствора сульфата магния на 200 мл глазури. Можно приготовить свой собственный раствор или приобрести его у нас. (см. cульфат магния на нашем сайте ⚫  Стабилизатор глазурей маг ).

Внимание! Передозировку не удастся исправить! Поэтому необходимо выяснить точное количество раствора для рабочего объема глазури и условий нанесения.

Предварительная дозировка производится “по ощущению”: окуните в глазурь палец. Когда вы вынимаете палец из глазури, с пальца должна упасть, может быть, только 1 капля, а слой глазури на руке должен лежать как перчатка.

Далее следует отрегулировать водой толщину слоя глазури. Еще раз внимание! Глазурь с сульфатом магния будет выглядеть гуще, чем она есть на самом деле, а слой – толще, чем он получился бы без сульфата магния. Этот вид может сильно обманывать! Делайте огневые пробы или просто взвешивайте работу до и после глазурования, чтобы знать точно вес глазури на ней.

Может помочь и добавка фиксажа для глазурей, так как в его состав входит мощный загуститель – Пептапон (см. в том же разделе на нашем сайте ⚫  Глазурный загуститель Пеп).

Ангоб - это 50% белой глины. Глина нужна как связка. 
Краска - это 50% бесцветного флюса. Флюс нужен как связка. 
Вот и вся разница.

А дальше начинается Опыт:

 

  • глина непрозрачна, флюс может получится прозрачным,
  • флюс хорошо сцепляется с глазурью, а глина - как повезет,
  • глина дает пастельность, флюс - насыщенность цвета,
  • флюс мажется плохо, глина - хорошо,
  • глина дает объем, флюс обычно расплывается.

 

Ангоб можно всегда сделать самому, взяв пигмент и белую глину, МФФ-1, например. Краску - тоже: пигмент и 0119, например, в качестве флюса. Но что самое поразительное - можно взять пигмент и ввести в него и глину, и флюс. И получить именно то, что нужно для Вашей задачи.

Больше об ангобах см. в Основных сведениях: Общая характеристика ангобов
Больше о подглазурных красках см. в Основных сведениях: Подглазурные краски

facturedSurface

На фото приведена поверхность шамотной скульптуры, Кажется, что где-то цвет плотный, как у глухой глазури, а где-то - совсем прозрачный, и через него просвечивает зернистая, пористая структура глины. Как это можно получить?

Скорее всего, это просто ангобы.

Например, распущенные в воде кусочки шамота фильтруют от зерен, окрашивают нужным пигментом (или оксидом железа, кобальта, марганца и т.д.), полученной смесью затирают, замывают, запыляют поверхность. Фактура будет определяться скоростью впитывания воды. Если поверхность плотноспеченная, или сырая, или мокрая, получатся размывы-потёки, как на акварели. Если поверхность напоминает мел, будут четкие следы кисти, губки, аэрографа. Часто наносят жирно толстой кистью толстый слой, который потом тщательно стирают сухой губкой (респиратор обязательно!) Так что остается “след” с цветовым заполнением трещин и каверн.

Это могут быть и растворимые соли железа-кобальта-хрома-марганца. Но тут нужен очень большой опыт и точное соблюдение температуры обжига. Каждые 10 градусов поменяют цвет, поэтому никаких точных рекомендаций мы никогда в случае солей не даем. И здесь, кроме респиратора, понадобятся перчатки и вентиляция помещения при обжиге.

Ну и есть совсем экзотические вещи, дающие, правда, фантастические результаты. К ним относится тонко настроенная пескоструйка. Она создает фактуру кожи, один в один. Обработку проводят после обжига, естественно. Остается только предварительно, перед основным обжигом, создать вышеприведенными способами цвет поверхности, возможно, многослойно-просвечивающий.

1955 CeramicsТерра сигиллата (латынь terra sigillata) - глинистое покрытие  на поверхности керамики. Применяется с древних времен до наших дней как декоративное средство в художественной керамике и в бытовой керамике ручной работы.

Состав: 100% глина, очень редко - с добавлением неорганических пигментов. Цвет определяется видом глины после обжига. Особенность терра сигиллаты заключается в чрезвычайно малом размере частиц глины и практически полном отсутствии более крупных частиц. Благодаря этому покрытие хорошо мажется, образует тонкий ровный слой, хорошо сцепляется с поверхностью изделия, не образует при сушке и обжиге шелушений или трещин. Лощение слоя терра сигиллаты в кожетвердом, почти высохшем, состоянии дает слабый блеск, характерный для изделий этого вида, сохраняющийся при низкотемпературном обжиге.

Приготовление: Техника приготовления проста, готовая терра сигиллата может долго храниться, поэтому готовить ее можно в любой удобный момент и впрок.
Используют любую глину, обычно - красную, так как в ней, по сравнению с белой, содержится намного больше тонкодисперсной фракции. По этой же причине предпочтительна очищенная карьерная глина, а не готовая керамическая масса, содержащая отощители и плавни - для нашего случая балласт.
2-3 кг глины распускают в высокой емкости 8-10 литров, например, в ведре или пластиковой широкогорлой бутыли, полностью заполненной водой. Чтобы увидеть процесс оседания, можно в первый раз распустить меньшее количество глины в 3-5 литровой стеклянной банке. Для облегчения роспуска в воду добавляют чайную ложку кальцинированной соды или жидкого стекла, или даже две-три ложки. Распускать нужно тщательно. Не должно остаться никаких мелких липких комочков. Распущенная смесь должна быть похожа на молоко, а не на густые сливки. Можно использовать миксер, можно контролировать роспуск, пропуская смесь через мелкое сито - никаких нераспущенных комочков не должно быть. Цель роспуска - создать условия для свободного оседания частиц глины.
Теперь нужно оставить ведро в покое на 15-20 часов. То есть, например, с 6 вечера до обеда следующего дня. Это важно. 
За это время суспензия расслоится: на самом дне будут лежать крупные и мелкие песчинки, в нижней трети будет находиться глина с частицами крупного размера, которые еще не успели полностью осесть. Донный осадок и нижнюю треть нужно будет выбросить, хотя в них содержится почти вся распущенная глина! Верхняя треть тоже не нужна, она слишком водянистая. Нас интересует средняя треть, размер частиц в ней - примерно 0,1 мкм = одна десятитысячная доля миллиметра. Ее нужно выделить, например, медленно и аккуратно слить, не допуская смешивания с нижней третью. Или использовать сифон. Посмотрите в интернете, как это делается (поиск по terra sigillata, картинки).
Выделенную жидкость можно вылить в широкое блюдо и оставить подсыхать. Лучшая консистенция для хранения - как мягкое сливочное масло, и до этой консистенции терра сигиллата будет сохнуть пару-тройку дней или неделю, после чего ее можно переложить в банку с крышкой. Для нанесения можно в любой момент добавить воды.
Точные пропорции воды-глины-соды-жидкого стекла-времени оседания позволят ускорить процесс роспуска и увеличить выход готовой для работы пасты.

Нанесение: Наносить на хорошо уплотненную поверхность необожженного почти высохшего изделия одним, двумя или тремя очень тонкими слоями. Каждый слой наносят после легкого подсыхания предыдущего. Часто покрытие прекрасно держится и на утильном пористом черепке. Покрытие лощат гладким камешком, когда слой терра сигиллаты высохнет до кожетвердого состояния. Техника лощения важна для получения однородного эффекта. 
Если под рукой есть терра сигиллата разного цвета, например, дающая в обжиге темно-коричневый и светло-желтый цвет, можно попробовать сделать рисунки в стиле греческих ваз.
По лощёной поверхности можно процарапать "матовый" рисунок или надпись.

Обжиг: Обжигать обычным образом, однако лоск может исчезнуть при обжиге выше 1000-1100°С.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях