Основные сведения

prn87-1059

Бесцветные прозрачные глазури служат для получения покрытий, сквозь которые виден цвет (фактура) черепка или роспись на нем. Прозрачные глазури - хорошая основа для получения ярко окрашенных цветных глазурей, особенно тех глазурей, в которых красящим материалом является оксид (см. Соли, оксиды). Иногда (и неправильно) прозрачные глазури называют флюсами. Прозрачные глазури можно использовать в качестве флюса при приготовлении ангобов, подглазурных и майоликовых красок и керамических масс, спекающихся при пониженных температурах, а также в качестве покровного слоя по другим глазурям.

СОСТАВЫ ПОД КИСТЬ. Изготавливаются для большинства глазурей и доступны в фасовке 200 мл и 0,5 литра. Шифр кистевых составов начинается с цифры 2. Например, S-2128 - это кистевой вариант глазури S-0128.

Основные характеристики.

1. ИДЕОЛОГИЯ ПРОЗРАЧНЫХ ГЛАЗУРЕЙ И БАЗОВЫХ ГЛАЗУРЕЙ ВООБЩЕ.

Этот раздел особенно важен для тех, кто не желает ограничиваться скудными предложениями фирм керамического обеспечения и чувствует в себе силы и большое желание получать такое качество изделия, которое задумано. Можно всё!

Всю идеологию легко свести к лозунгу: потратить максимум времени на поиск базовой глазури, научиться быстро модифицировать цвет, блеск, заглушенность.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД. Им пользуются в России многие. Ему способствует отсутствие литературы и нормального сервиса в части керамических материалов и оборудования. Этот подход здесь даже не обсуждается (иначе будет соблазн сказать "все так делают!").

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Предполагается, что есть возможность проводить большое количество тестовых обжигов, изготавливать разные составы путем смешения основных компонентов и добавок, есть понимание важности ведения рабочего журнала. Любой начинающий, если он желает стать опытным мастером, рано или поздно приходит к профессиональному подходу. По-другому в керамике не получится: слишком много разных задач и слишком много факторов, действующих одновременно и на первый взгляд непредсказуемо.

Немаловажным в профессиональном подходе является знание глазурной химии. Это не так страшно, как может показаться человеку, далекому от точных наук. Это крайне необходимо для сведения к минимуму количества проб, для экономии средств как за счет материалов, так и за счет снижения брака, для уверенности в 100%-ом качестве изделий. Глазурная химия - самый короткий путь к идеальной глазури.

Существует несколько способов получения требуемой глазури (или цвета).

Способ 1-ый - где-то найти точно то, что надо, или послушать, что говорит знакомый, у которого все получилось. Результаты бывают хорошими, бывают отвратительными с равной вероятностью. Найти точно то, что надо, скорее всего не удастся. А у знакомого был совсем другой режим обжига. От этого способа недалеки попытки найти чудо-технолога, который, только взглянув на эскиз, скажет заветное волшебное слово. Но опытный технолог не скажет ничего, кроме "тесты, тесты, и еще раз тесты". Рядом с этим способом - практика "привязаться" к технологии больших производств. Это нормальная практика, так как на больших производствах отлажены и технологии, и контроль, и снабжение. Неприятности подстерегают при любой попытке что-то поменять.

2-ой способ - шаг в нужную сторону. Он заключается в проведении многих пробных обжигов. Берем глазурь, делаем пробу. Допустим, глазурь получается слишком тугоплавкой. Берем имеющийся под рукой легкоплавкий флюс, добавляем процентов ... сколько? Делаем еще раз огневую пробу. Если все получилось, записываем рецепт. Способ приводит к положительным результатам, если на всю работу по перебору составов хватит терпения.

В октябре 2005 г. в Хорссе был вот такой
русскоязычный глазурный калькулятор,
работающий в MSAccess XP, с большой базой
данных глазурей. Сегодня это уже он-лайн
калькулятор. А база - в 5 раз больше.

Правильный способ. Все, что требуется - знать химическую формулу той глазури, которая нужна, и выяснить, пользуясь керамическим калькулятором, какие имеющиеся глазури и компоненты в каких соотношениях надо смешать, чтобы ее получить. Для этого потребуются химические формулы (формулы Зегера) имеющихся глазурей и материалов. Бывает, что они публикуется изготовителями. Мы публикуем формулы в соответствующем описании базовых глазурей. Кроме того, нужно иметь глазурный калькулятор, т.е. программу расчета формул Зегера. Как правило, калькуляторы снабжены справочниками по многим существующим глазурям и материалам на все случаи жизни, позволяют предсказать КТР, температуру обжига, рассчитать замены одних материалов на другие и т.д.

В практической работе художники-керамисты редко сталкиваются более чем с одной-двумя глинами: одни работают исключительно с фаянсом на 1200°C, другие с шамотом на 1150°C, третьи с красной ПГ-100 с двукратным обжигом при 1000°C. Это означает, что нужно один раз разыскать свою собственную глазурь (или две глазури), которая бы удовлетворяла по максимуму: была доступной (один-три материала, которые всегда есть), подходила к черепку, давала нужный цветовой отклик с пигментами и красками. Поиск такой идеальной (имеются в виду конкретные условия) глазури может занять достаточно много времени. Но его стоит потратить! Надо систематически искать. А найдя, не отступать от рецептуры и добывать свою выстраданную идеальную глазурь всеми способами.

СИСТЕМАТИКА В РАБОТЕ с глазурями - основа основ.

prn87-1088
Состав этого покрытия удивительной
красоты забыли записать…

Перво-наперво нужно завести журнал и записывать каждый шаг работы. Записи могут выглядеть следующим образом:

........

01 января 2006 г. Глазурь S-0121. Разбавлена водой (100 г воды на 1 л глазури). Окунание "хрюшки" (ПГ-100, утиль 900°C). Толсто, особенно в складках. Поставлена в печь через 4 часа после глазурования. Обжиг - стандартный (1050°C с выдержкой 30 минут). Блеск хороший, в складках - мутные потеки. =>> Надо больше разбавлять водой!

........

Второе: всё дозировать. В идеале - на весах. Сейчас есть прекрасные бытовые электронные весы, их точности в большинстве случаев хватит. Но если нет весов, можно использовать стандартные пластиковые стаканчики, чайные и горчичные ложки, в изобилии продающиеся в магазинах одноразовой посуды. Записи будут выглядеть так:

........

07 ноября 2005 г. №25 - Стакан 200 мл S-0121+1 столовая ложка циркона. № 26 - стакан S-0121+ 1 чайная ложка циркона. Полив плиток. 1050°C. № 25 - белая, блестит. № 26 - белая, черепок слегка просвечивает. => Нужно 2 ЧАЙНЫХ ложки!

........

У профессионала последняя запись выглядела бы примерно так:

... № 25 - S-0121 W=38% Циркон 15,7% сверх 100% (ZrO2 0,642, CaO=0,128, Si/Al =13,6). Уменьшить ZrO2 до 0,5 моля. Добавить волластонит до CaO 0,3...

В журнале для цветных проб хорошо бы указывать цвет, но удобнее иметь НАТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ.

prn87-1060
Для образцов можно использовать
кусочки разбитых утильных тарелок.

Они должны быть подписаны (тот самый № 25, который указан в журнале). Для образцов всегда есть кусочек глины, маленькое незанятое место в печи, картонная коробка. Никогда не упускайте возможность сделать образец впрок и подставить его к текущим изделиям. Когда мы работаем над дизайном изделия, в голову часто приходят интересные идеи: а что если эту роспись по белой эмали припылить бледно голубой прозрачной? Не теряйте времени, сделайте это в ближайший обжиг на образце размером в спичечный коробок, а вдруг и вправду будет очень необычно и красиво?

Есть проблема с описанием цвета словами. Фраза "светло-коричневая с темной точкой и желтой искрой" через пару лет расцепится с реальным образом поверхности в нашей голове, а воображение нарисует по этой фразе что-то фантастически привлекательное. Поэтому лучше искать слова со знакомыми аналогиями: "липовый мед", "незрелая клюква", "хвойный лес". Другой вариант - указывать компьютерный RGB, а еще лучше - координаты цвета в CIEL*a*b*. Но и это не выход, потому что координата цвета не опишет те самые "желтые искры". Тогда остается только фотография, причем при хорошем освещении. (В порядке углубления темы: фотография мало того, что врет с цветом. Она еще не передает цветодинамики. Например, невозможно показать на фотографии авантюрин. Наш глаз настроен на динамическое восприятие, и здесь самый лучший способ передать цвет образца - снять про него коротенький фильм, даже с плохой цветоустановкой.)

prn87-1178
Пример треугольника составов.
В Хорссе он был использован
при разработке состава
зеркального авантюрина S-0122-34.

Есть мелочи, значительно облегчающие поиски цвета и хранение образцов. Одна из них - утильные "соты", S-4674. Обожженные соты легко наклеить на плотный лист бумаги и поместить в папку. Соты не занимают много места ни в печи при обжиге, ни в папке.

Форма соты выбрана не случайно. Из них удобно составлять так называемые треугольники составов. Допустим, необходимо оценить смешение цвета трех глазурей: бесцветная А + коричневая В + зеленая С. Приготовим по 300 грамм каждой глазури, покроем глазурью три образца. Они будут в вершинах треугольника. Так как чистые глазури больше не нужны, разделим каждую на 6 частей (т.е. на порции примерно по 50 грамм) и приготовим смеси: 2 части А+1 часть В, 1 часть А+2 части В, 2А+1С, 1А+2С, 2В+1С, 1В+2С. Каждую смесь используем для изготовления соответствующей соты. Наконец сольем все глазури в одну емкость - мы получили смесь А+В+С для центрального образца. Все десять сот обжигаем одновременно, раскладываем в треугольник. Теперь легко видеть все влияния и легко выбрать требующийся состав. Замечательным в этом способе является то, что аккуратно приготовить нужно только исходные три состава!

2. ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЗРАЧНЫХ ГЛАЗУРЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ.

Все прозрачные глазури имеют те же характеристики, что и глазури вообще (см. группу Глазури). Наиболее важные из них приведены ниже.

СОСТАВ. Химический состав, как уже было сказано, полностью определяется формулой Зегера. Компонентный состав, как правило, производителем не указывается. Из предлагаемых глазурей  глазури S-0128, S-0135, S-0145 являются многокомпонентными на основе полевого шпата, остальные представляют собой смолотые фритты с технологическими добавками. Для корректировки состава часто используют нижеуказанные компоненты, все они должны быть тонко смолоты,  чтобы их можно было вводить в глазурь простым смешением.

-- Полевой шпат (S-4628). Работает от 1100°C. Добавляет в глазурь алюминий и кремний, т.е. увеличивает тугоплавкость легкоплавких глазурей, расплавляет тугоплавкие и обычно увеличивает вероятность цека.
⚫  Полевой шпат К8 200М, S-4

prn87-1087
Из прозрачной блестящей S-0120
получается прозрачная
матовая, если ее вдвое разбавить
волластонитом.

-- Кварц (S-4617). Уменьшает КТР, т.е. склонность к цеку. Увеличивает вязкость расплава глазури, улучшает химстойкость глазурного покрытия.
⚫  Кварцевый песок тонкомоло

-- Оксид алюминия (в тонкомолотом виде - аломат S-4622). Увеличивает тугоплавкость, химстойкость и твердость. Матирует поверхность (алюминиевые матовые глазури).
⚫  Глинозем Г-00, S-4621

-- Волластонит (S-4609). Источник кальция и кремния. Улучшает яркость многих пигментов. В больших количествах при невысоких температурах матирует поверхность (кальциевые матовые глазури).
⚫  Волластонит, S-4609

-- Циркон (S-4595). Мощный глушитель, т.е. с его добавкой прозрачные глазури становятся непрозрачными. Увеличивает твердость и химстойкость поверхности глазури. Может снизить КТР.
⚫  Циркон микронный, S-4595

-- Оксид цинка (S-4510). В больших количествах - матирующая добавка (цинковые матовые глазури) и глушитель. Активно влияет на цвет и не всегда в хорошую сторону.
⚫  Оксид цинка, S-4510

-- Фаянс (S-6003 и пр.). Мягко увеличивает тугоплавкость, в небольших количествах, 5-10%, практически не влияет на прозрачность. Зато придает глазури липкость, часто устраняет сборку и уменьшает вероятность цека.
⚫  Беложгущаяся керамическая

-- Соль (обыкновенная, повареная) - хороший загуститель глазурной суспензии. 1 чайная ложка раствора соли на 0,5 л глазури может превратить глазурь в плотную кашу. Соль предотвращает быстрое оседание жидких глазурей, а осадок глазури делает мягче. В Хорссе не продается! Но у нас продается другая соль, т.н. английская соль, попросту - сульфат магния. Его шифр S-4203.
⚫  Стабилизатор глазурей маг

-- КМЦ (S-4524) - глазурный клей: усиливает липкость глазури, предотвращая ее осыпание после высыхания. Так как речь идет о прилепливании глазурного порошка к черепку, до обжига, можно использовать не только КМЦ, но и похожие вещи, например, крахмал, или декстрин, или какой-нибудь обойный клей. Есть и более специальные составы, такие как Оптапикс S-4892.
⚫  Карбоксиметилцеллюлоза во
⚫  Глазурный клей Оптапикс G

ПРОЗРАЧНОСТЬ. Очень хорошую прозрачность имеют глазури S-0122 (высокосвинцовая), S-0120 (малосвинцовая), S-0118 и S-0128 (бессвинцовые). Прозрачность зависит от толщины. Если от глазури требуется только прозрачность, ее следует наносить тонким слоем, тоньше, чем аналогичные цветные. Визуально прозрачность глазури на рельефе можно повысить добавлением в глазурь малого количества синего или красного пигмента, тогда рельеф кажется гораздо рельефнее, а плоские участки "не замечают" добавки цвета из-за тонкости слоя.

Особенности технологии.

Все глазури непосредственно перед использованием должны быть процежены через сетку № 02 - 014 (размер ячейки 0,2 - 0,14 мм).

Для получения прозрачных покрытий бесцветные глазури наносят всеми известными способами, см. Глазури.  Расход глазури, как правило, меньше, чем в случае цветных или белых глазурей - 1 кг и менее на квадратный метр поверхности без учета потерь. Другими словами, прозрачные глазури наносят тонким слоем. Для получения тонких слоев почти всегда требуется невысокая плотность глазурной суспензии - 1,3-1,5 по ареометру и даже меньше. Регулирование плотности производят разбавлением глазури водой (см. Ареометр). Если при этом возникает проблема оседания, в глазурь нужно добавить загустители, простейшими из которых являются растворы поваренной соли, столового уксуса, хлористого кальция или сернокислого магния, известковое молочко, см. выше.

О приготовлении цветных глазурей см. группу Пигменты.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Проблемы, возникающие при работе с прозрачными глазурями, описаны в соответствующих разделах для конкретных глазурей.

Специфическая проблема - дефекты подглазурной росписи. См. в описании подглазурных красок.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Мы ждем Ваших откликов и предложений