Практика

Эффекты. Техника двухслойного глазурования.

Нам пришлось написать эту статью после очередного события на Масловке.

Как это всегда бывает с начинающими, посетитель попросил досконально объяснить 'таблицу умножения'. Случилось так, что ему объяснили в деталях, как получить один из эффектов. (Обычно мы этого не делаем, так как детальное объяснение сбивает с толку новичка, а более или менее опытному керамисту достаточно подсказать, на что обратить внимание).

Посетитель все записал, и вдруг случайно увидел другой образец абсолютно того же эффекта, только выполненного в другом цвете. И потребовал досконального объяснения…

  1. Очень краткое описание
  2. Какие красивые сочетания уже известны?
  3. Почему так получается? За чем надо следить?

Контрольный вопрос (тем, кто читал внимательно): За сколько приемов обжигают нанесенные глазури?


1. Очень краткое описание

На изделие наносят слой одной глазури, по ней - слой другой глазури. Все обжигают за один прием. Слои перемешиваются в обжиге непредсказуемым образом. Иногда очень красиво.

2. Какие красивые сочетания уже известны?

Сначала собственно идея.

Если на черепок наносят одну глазурь, она будет выглядеть по-разному на разных участках изделия, хотя бы из-за разности в толщине слоев. В зрительном ощущении суммируется цвет черепка и цвет глазурного слоя. Накладывается блеск или, наоборот, матовость поверхности.

Если поверх одной глазури нанесена и вторая глазурь другого цвета, эффект удесятеряется. Разное сочетание толщин появляется не только и не столько из-за того, что мы так нанесли, а еще и из-за того, что в обжиге глазури становятся густыми жидкостями. Конечно, они могут смешиваться друг с другом.

Добавьте химию цвета. Красители могут провзаимодействовать и дать абсолютно неугадываемый цвет.

Обычно сочетание глазурей находят в результате долгих экспериментов. Многие эффекты настолько неожиданны, что рецепт в самом деле можно долго хранить в секрете. Но есть эффекты, известные очень давно и применяемые очень широко.

Пятнистость - коричневый (черный и любой другой) "леопард". Довольно крупные цветные пятна.


Хрестоматийный пример. Коричневую глазурь покрывают белой эмалью. Способ нанесения большого значения не имеет. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке - коричневая S-0126-04 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия. (На этом и следующем рисунке показана ваза "Джаз", ООО ЗЕТ-керамика)

Более редкий (потому что черная глазурь - дорогая!) пример. Черную глазурь покрывают белой эмалью. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке - черная S-0126-01 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия.

Точно так же можно получить и другие "леопарды", правда, иногда бывают казусы. Например, если белой эмалью, особенно не важно, какой, покрыть синюю S-0126-08, получается не леопард, а система трещин. Вот примеры.


"Трещинообразование". На рисунке - синяя S-0126-08 (окунание) и белая S-0031 (напыление).

p6_18_93_9
"Трещинообразование".Образец 7 х 7 см. На рисунке - синяя S-0126-08 (полив) и белая S-0017 (полив).

К сожалению, на других цветах получить трещины не удалось. Потому что и не пробовали.

Если Вы заметили, до сих пор мы демонстрировали покрытие белой эмалью. Это совсем не обязательно, просто эффект получается почти всегда. В завершение темы белой эмали как эффектатора приводим пример зеленого "леопарда". В этом примере белая эмаль растворяет часть пигмента глазури-"металлика" и окрашивается в зеленый цвет. Никогда бы не сообразить (если не знать химсоставов), что покрытие черного цвета белым цветом даст зеленый!


Зеленый леопард. Суммарное покрытие может давать цек! Не злоупотребляйте им.
На рисунке - черный металлик S-0326 (полив) и белая S-0017 (полив).
Черные кратеры действительно рельефны, хотя и не такие глубокие, как может показаться на изображении. Все покрытие имеет гладкую блестящую фактуру.

3. Почему так получается? За чем надо следить?

Описание механизма образования эффекта висит в интернете 2 года.

Повторимся. На изделии, до обжига, глазурь лежит как порошок. После обжига - как стекловидный слой, спаянный с черепком. Эффект образуется в промежутке между этими двумя состояниями. Мы редко видим глазурь в процессе расплавления. Если у двери печи есть глазок, а у вас есть бинокль с синим стеклом, можете посмотреть. Еще бывает, что печь 'не прошла', и после остывания изделия имеют странный 'недожженный' вид. Не выбрасывайте их! Здесь секрет эффекта!

Две глазури разного состава и даже просто разного цвета обязательно имеют разные свойства: они плавятся не при одной температуре, обладают разной вязкостью, выделяют газы (например, углекислый газ при разложении мела) - тоже в разное время.

Например, может происходить следующее. В процессе нагрева глазурь пузырит, и пузыри имеют довольно крупные размеры - до 2-3 см в диаметре. Потом пузырь размягчается, оседает, прилипает к поверхности. Но тут как раз запузырила вторая глазурь…

Или по-другому. Первая глазурь усаживается, скукоживается под действием тепла, а вторая - нет, не хочет. Пусть первая треснет!

Или еще по-другому. Первая глазурь лежит толстым слоем, расплавилась и потекла, и потащила на себе еще не расплавившуюся вторую…

В итоге - после того как наконец обе глазури успокоились и расплавились как надо, получается нечто непредсказуемое.

S-0326 - первый слой, S-0220 - второй
Еще один пример с черным металликом. На рисунке - черная S-0326 (напыление) и белая матовая S-0220 (напыление).
Обратите внимание, как проявляется потечность на вертикальной поверхности.

Довольно часто бывает, что пузыри нижней глазури бьют бурным фонтаном и полностью забивают цвет наружной глазури. Только в небольших участках остается исходный цвет. Ниже на фото - пример.

S-0220-15 - первый слой, S-0126-01 - второй
Парадоксально! Вторым слоем по серо-зеленой матовой нанесена черная глазурь. Ее практически не осталось.

Если теперь ясно, в результате каких процессов получается эффект, должны быть ясны и рекомендации по его разработке:

  1. на изделие наносим последовательно ДВА слоя РАЗНЫХ глазурей
  2. смотрим четыре варианта:
    • тонкий слой по тонкому слою
    • тонкий слой по толстому слою
    • толстый слой по тонкому слою
    • толстый слой по толстому слою
  3. смотрим эффект на горизонтальной поверхности и на вертикальной поверхности
  4. если эффект получается, смотрим, как выглядит локальное нанесение второго слоя
  5. если слои нужны толстые - глазуруем так, чтобы суммарный слой не стек на подложку.
  6. все нюансы ЗАПИСЫВАЕМ в журнал.
    S-0220-15 - первый слой, S-0126-01 - второй
    Крупный план предыдущего варианта

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях