Основные сведения

Белые ангобы служат для исполнения рисунка белым цветом по цветной глине, для "перекрашивания" поверхности цветной глины в белый цвет, а также для приготовления цветных ангобов добавлением пигмента и, при необходимости, флюса.

Основные характеристики.

Белые ангобы представляют собой смеси двух-трех основных компонентов:

1. Беложгущаяся ГЛИНА и/или каолин - обеспечивают пластичность ангоба, его прилипание к поверхности изделия; при температуре 1200°C и выше дают белизну. Кроме глины, для липкости и пластичности в состав ангобов часто вводят 1-3% бентонита.

2. ФЛЮС (может отсутствовать). В качестве флюса используют полевой шпат (пегматит) или нефелин-сиенит для улучшения спекания ангоба при температуре 1150-1250°C, легкоплавкие белые или прозрачные фритты для более низких температур.

3. НАПОЛНИТЕЛЬ, уменьшающий усадку ангоба. Обычно он же является и отбеливателем. В качестве наполнителя используют очень чистый тонкомолотый кварцевый песок, глинозем, циркон. Кстати, флюс тоже выполняет функцию тощего наполнителя на стадии сушки.

Белые ангобы характеризуются таким свойством, как укрывистость. На практике это свойство очень сложно оценить количественно, так как в толстом слое без глазури все ангобы будут белыми. Но слишком толстый слой может отслоиться от изделия, а глазурь может частично растворить ангоб, что приведет к пятнистости покрытия. Поэтому оценивать укрывистость нужно в конкретных условиях.

Особенности технологии.

КОРРЕКТИРОВКА СОСТАВА. Предлагаемые белые ангобы, как впрочем и цветные, являются только первым приближением к тому, что нужно для изделия. С учетом техники нанесения, специфики сушки и обжига и других условий, ангоб следует скорректировать по составу.

Частый отскок или растрескивание покрытия после высыхания говорит о чрезмерной усадке ангоба. В него следует ввести инертные наполнители, например, тонкомолотый кварц.

Сухость покрытия после обжига, полное впитывание глазури в ангоб говорит о недостатке в составе ангоба флюсующих компонентов. Следует добавить тонкомолотый полевой шпат (работает выше 1150°C) или любую неокрашенную легкоплавкую глазурь, предпочтительно белую.

Предлагаемые ангобы содержат достаточное количество глинистых компонентов, так что увеличение содержания глины вряд ли потребуется.

НАНЕСЕНИЕ. Для выполнения рисунка белые ангобы предпочтительно наносить чуть толще, чем цветные, так как покрывающая ангоб глазурь может полностью растворить рисунок, и в результате проявится цвет черепка.

Если ангоб используют для получения сплошного покрытия, предпочтительно наносить ангоб по сырому изделию окунанием или напылением. (Кисть в этом случае даст разноплотное покрытие, которые выйдет полосами после политого обжига). Толщину слоя ангоба регулируют плотностью ангобной суспензии: если слой чрезмерно толстый, необходимо разбавить суспензию ангоба водой.

Нанесение ангоба по утилю всегда сопряжено с опасностью отслоения на стадии обжига, а по сути - на стадии сушки из-за происходящей усадки. Если по каким-то причинам ангоб приходится наносить именно по утилю, следует ввести в состав больше флюса и/или тощих материалов.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Мы ждем Ваших откликов и предложений