Основные сведения

Люстровые краски представляют собой органические лаки, содержащие специальные соединения висмута, железа, титана, золота, палладия и др. металлов. В процессе обжига органические вещества сгорают, на поверхности глазури остается тончайшее (несколько микрон) металлическое или металло-оксидное покрытие, обладающее высоким блеском и необычным цветом. Краски наносят на обожженную глазурованную поверхность. Часто люстровый обжиг может быть совмещен с обжигом надглазурных красок.

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Люстровые краски не рекомендуются при занятиях с детьми!

Основные характеристики.

ЦВЕТ. Это основная характеристика краски. Предполагается, что люстр наносят тонким слоем на поверхность белого цвета, например поверх блестящей прозрачной глазури фарфора или поверх белой блестящей глазури. Нанесение на цветные глазури в целом дает неинтересные эффекты, так как толщина металло-оксидной пленки очень мала и через нее просвечивает основной цвет. Многие люстры, особенно западных производителей, имеют необычные наименования цвета типа "Аврора", "Рубиново-коралловый". Представить реальный цвет по таким названиям без огневой пробы затруднительно.

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ. В основном люстры наносят кистью.

Люстровая краска нанесена полосой внутри чашки.
Однако если люстр специфицирован для другого способа нанесения, это указывается. Например, люстры (препараты) для шелкографической печати. Т.н. отводочные люстры имеют небольшую вязкость, что позволяет легко выполнять отводку лентой, усиком и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Существуют люстры со специальными свойствами для достижения особых декоративных эффектов, например "бегущие" люстровые краски фирмы Heraeus.

Важная характеристика, которая имеет наименьшее значение - ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА. В целом все люстровые краски подразделяют на краски по стеклу и краски по фарфору. Многие могут быть использованы в обоих случаях. Как таковой температуры обжига у люстровой краски нет. Это тонкая пленка металла или оксида металла. Она образуется после выгорания органических компонентов. Чтобы пленка не стиралась, она должна плотно сцепиться с подлежащей глазурью, но не утонуть в ней. Таким образом, закрепление люстровых красок проводят при температуре начала размягчения глазури: 780-810°C в случае высокотемпературных фарфоровых глазурей, 750-780°C в случае "мягких" майоликовых и фаянсовых глазурей. Т.е. конечная температура определяется ВАШИМИ изделиями, а не люстром.

Особенности технологии.

Для получения качественного люстрового покрытия нужно соблюдать некоторые правила:

Hispano Moresque pottery, 19-ый век
http://www.oldcrocks2.mediapictures.co.uk

1. ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ.

  • Убедитесь, что поверхность хорошо очищена, не содержит жира, пыли и т.п. Иногда полезно помыть поверхность раствором соды, тщательно промыть водой и высушить.
  • Из люстра при хранении могут выделиться компоненты, входящие в его состав в очень малых количествах, однако сильно влияющие на свойства получаемого покрытия. Проверьте дно емкости с люстром - если на дне заметен осадок, отболтайте его полностью во избежание изменения характеристик люстра (сделайте это за 2-3 часа до работы). Если осадка нет, рекомендуется тем не менее взболтать люстр. Если осадок не растворяется в основной массе люстра, или в массе заметны хлопья - эта порция не пригодна для работы.

2. НАНЕСЕНИЕ.

  • Пользуйтесь чистой кистью. Остатки на кисти другого люстра или смывки могут изменить цвет. Если Вы наносите два люстра, пользуйтесь двумя кистями. После работы кисть отмывают в растворителях (подойдет скипидар) и горячей водой с мылом.
  • Наносите люстр тонким слоем. Часто люстр имеет существенно разный цвет в слоях разной толщины. В толстом слое возможно шелушение, нестойкое закрепление. При необходимости рабочую порцию люстра можно чуть разбавить живичным скипидаром или специальными составами (например, S-3014), хотя как правило люстровые краски не подлежат разбавлению. Обычно разбавление необходимо для вязких быстровысыхающих красок во избежание "прилипания" кисти при отводке и т.п. операциях. Имейте в виду, что разбавление может радикально изменить цвет.

3. ОБЖИГ.

  • В обжиг ставят изделия с полностью высохшим покрытием, если не имеется в виду получение мрамороподобной поверхности.
  • Особое внимание обратите на первый этап обжига - до 400°C. В этом интервале происходит выгорание лаковой основы люстра. Быстрый подъем температуры может привести к ее отслоению ("скукоживанию") или к недостаточно прочному закреплению оксидно-металлической пленки на поверхности глазури.
  • Обеспечьте хороший приток свежего воздуха и не поднимайте температуру выше 400°C пока происходит сгорание органических веществ люстра. Откройте вентиляционные отверстия в стенках и дверце печи, включите вентиляцию.
  • Конечная температура обжига составляет 780-810°C для фарфора, 750-780°C для "мягких" майоликовых и фаянсовых глазурей. 

Правильно обожженное люстровое покрытие имеет высокий блеск и не стирается при потирании пальцами.

Категорически не рекомендуется совмещать с обжигом люстровых красок утильный обжиг: образующийся водяной конденсат может погубить покрытие!

Некоторые люстровые краски имеют особые условия нанесения, что указано в описании конкретного люстра.

Известные проблемы и способы их разрешения.

НАИМЕНОВАНИЕ

ПРИЧИНА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

1. Отслоение, непрочное закрепление, легкое стирание с поверхности.

1. СЛИШКОМ БЫСТРЫЙ ПОДЪЕМ ТЕМПЕРАТУРЫ в интервале 20 -150°C, в результате чего лаковая пленка частично отрывается от поверхности, а получаемая металло-оксидная пленка сшелушивается с нее.

2. СЛИШКОМ ТОЛСТЫЙ СЛОЙ КРАСКИ.

3. В СОСТАВЕ КРАСКИ ОТСУТСТВУЮТ НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ - необходимо "отболтать" люстровую краску до полного растворения осадка. Если осадок остается - замените краску.

Требования безопасности.

  1. Пары органических растворителей. Во избежание отравления парами органических растворителей, работайте с люстровыми красками только в хорошо вентилируемом помещении как во время нанесения, так и во время сушки покрытий. Не оставляйте емкости с красками открытыми. Не допускайте к работе с красками детей.
  2. Органические растворители могут вызвать воспалительные, аллергические реакции при контакте с кожными покровами. Промойте место, на которое попала краска, большим количеством теплой воды с мылом, пользуйтесь щеткой или губкой.
  3. При работе с красками следует неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, так как все люстровые краски являются горючими материалами, а некоторые - легковоспламеняющимися материалами.
  4. В процессе обжига происходит выделение газообразных продуктов разложения органических смол. Обжиг следует проводить с принудительной вытяжной вентиляцией печи, в хорошо проветриваемом помещении или помещении с принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.
Упаковка люстровых красок, препаратов
металлов, разбавителей и эффектаторов

Форма поставок.

Люстровые краски, препараты металлов поставляются в виде жидких лаков, упакованных в стеклянные или специальные пластиковые емкости с герметичной крышкой. Стандартные фасовки (кроме препарата золота, платины) - 10, 50 грамм. Препараты благородных металлов поставляются в стеклянных пузырьках порциями от 2 до 25 г, на каждом пузырьке указывается вес препарата с точностью до 0,1 грамма.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Мы ждем Ваших откликов и предложений