Основные сведения

глинаКерамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.

Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".

Выбор массы зависит от вида изделия, техники формования и декорирования, условий обжига.

Глиномялка Симпо, 
carl-jaeger.de/Shimpo

При наличии в мастерской массоприготовительного оборудования возможна корректировка формовочных, сушильных, обжиговых свойств любой массы, а также составление собственных рецептур на базе имеющихся масс и исходных материалов. Желательно иметь глиномялку, в идеале с вакуумированием. Хорошим подспорьем является устройство для роспуска в воде сухих или пластичных материалов.

Полный набор оборудования включает шаровые мельницы, фильтр-пресс, вакуумную глиномялку, устройства для роспуска, а также перемешивания и хранения жидких масс. К этому надо добавить небольшой склад для хранения пластичных комовых глин, каолинов, кварцевого песка, полевошпатовых и нефелин-сиенитовых порошков, электролитов.

Удобный контейнер для хранения глины
ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Для освоения приемов формования наиболее подходящими являются шамотные массы, например, S-6015. 

Они достаточно пластичны, выдерживают практически любые режимы сушки, в то время как работы из тонких масс могут треснуть. Роспись работ удобно проводить ангобами непосредственно по сырцу или по утильному изделию, без применения глазурей. В дальнейшем можно переходить к тонким красным или белым глинам, на которых хорошо получаются и глазурные покрытия.

Основные характеристики.

Глины и литейные массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, некоторые - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Ниже нижней температуры обжиг может быть проведен только в "образовательных" целях, например, в детской студии. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.

ЦВЕТ ЧЕРЕПКА - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.


prn7 1095
Вазочка, выполненная из разноокрашенных глин.
Крис Кэмпбэлл, http://www.ccpottery.com/

ФАКТУРА ЧЕРЕПКА. Т.н."глины" обычно имеют ровную гладкую поверхность, "шамоты" - гладкую или зернистую. Бывают массы, поверхность которых после обжига напоминает песчаник, мрамор, гранит. Некоторые массы допускают лощение.

ТЕХНИКА ФОРМОВАНИЯ. Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.

ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.


УСАДКА. Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.

ОТНОШЕНИЕ К СУШКЕ. Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ. Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.


Майоликовая фигурка выполнена из пористой 
красной глины и покрыта белой эмалью.
Такой вид она приобрела после зимования
на открытом воздухе.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ (КТР) характеризует относительное расширение при нагреве на 1 градус. Важен не сам КТР, а его соотношение с КТР глазури. Большинство глазурей будет выходить без цека, если КТР черепка составляет 60-65 (на 10 в минус седьмой степени). КТР определяется составом массы и условиями ее обжига.


Особенности технологии.

Технология изготовления изделий сводится к четырем основным операциям: ФОРМОВАНИЕ, СУШКА, ДЕКОРИРОВАНИЕ, ОБЖИГ.

ФОРМОВАНИЕ. Изделия получают из масс пластическим формованием, шликерным литьем, прессованием. К первому варианту относятся лепка, набивка, раскатка на станках с шаблоном, вытягивание на гончарном круге. Если масса хорошо подходит для какого-то одного способа формования, ее обычно так и называют: "гончарная глина", "глина для лепки", "шамот для набивки". Однако практически любая масса может быть отформована любым способом при наличии у форматора достаточного опыта. Многие массы могут быть скорректированы по составу. Например, для улучшения пластичности можно ввести 3-10% комовой глины, для уменьшения деформации и улучшения сушильных свойств - шамотную крошку.

СУШКА. Ответственная операция. Главное требование к сушке - равномерность. Т.е. все участки изделия должны высыхать с одинаковой скоростью. При необходимости быстросохнущие тонкие кромки следует изолировать от потоков воздуха (укрывать тряпками, полиэтиленом). Чем быстрее сушка, тем меньше усадка. Чем толще стенки изделия, тем дольше они будут высыхать: если 1 см высыхает за 2 дня, то 2 см - за 4 дня, а 3 см - за 9 дней. Крупные тяжелые изделия нужно сушить на бомзах.

ДЕКОРИРОВАНИЕ. На сухое (или утильное) изделие наносят керамические краски, глазурь и т.п. декорирующие материалы. См. соответствующие разделы.

ОБЖИГ. Обжиг сырого изделия проводят за 5-20 часов, обычно за 8-12 часов до максимальной температуры. Важно, чтобы начало обжига было достаточно медленным во избежание взрыва изделия выделяющимися парами воды. Хорошее начало - до 200 градусов за 2-3 часа. Далее обычный темп нагрева составляет 1-3 градуса в минуту до конечной температуры.


Известные проблемы и способы их разрешения.

Общим проблемам, возникающим при работе с массами, посвящены сотни книг по технологии керамики. Специфические проблемы описаны в описании соответствующего материала.


Требования безопасности.

  • Главная опасность, о которой часто забывают: пыль. Проводите регулярную влажную уборку рабочего места, чаще стирайте рабочую одежду, при работе с сухими (высохшими) массами пользуйтесь респиратором.
  • Многие литейные массы содержат в небольших количествах жидкое стекло и кальцинированную соду и поэтому могут вызывать аллергическую реакцию кожи рук при длительных контактах. Пользуйтесь резиновыми перчатками, защитным силиконовым кремом.
  • В процессе обжига некоторые массы могут выделять газы, образующиеся при сгорании органических примесей, пиритов и т.п. В этом случае обжиг следует проводить в хорошо вентилируемом помещении или в печах, оснащенных системой вентиляции.
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Керамические массы не имеют никакого отношения к так называемым лечебным глинам. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ МАСС В "ЛЕЧЕБНЫХ" ЦЕЛЯХ НЕДОПУСТИМО И ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!

 

Форма поставок.

Пластичные массы поставляются в виде валюшек, пластов весом 1-25 кг, обернутых в полиэтиленовую пленку. Литейные массы - в готовом виде (шликер), иногда в виде порошка.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях