Основные сведения

Непрозрачные глазури белого цвета (их часто называют белыми "эмалями") используют для получения светлых покрытий на окрашенном черепке, в качестве грунтовочного слоя, например, в майоликовой росписи, для приготовления цветных глазурей пастельных тонов, в качестве флюсов в белых ангобах. Если белая глазурь имеет специфический химсостав, (высокобариевая, высокоцинковая и т.п.), ее можно использовать как добавку в другие глазури для введения соответствующего элемента.

СОСТАВЫ ПОД КИСТЬ. Изготавливаются для большинства глазурей и доступны в фасовке 200 мл и 0,5 литра. Шифр кистевых составов начинается с цифры 2. Например, S-2220 - это кистевой вариант глазури S-0220.

Основные характеристики.

ЗАГЛУШЕННОСТЬ, т.е. способность перекрывать цвет подлежащего черепка. Совершенно глухих эмалей нет, и через слой даже самой плотной эмали всегда можно увидеть рисунок, выполненный темной краской по черепку.

prn16-1085
Матовая белая глазурь S-0220. Роспись
выполнена по черепку, подглазурно.

В зависимости от заглушенности, эмали подразделяют на глухие (плотный белый цвет) и полупрозрачные. Последние удобны для введения пигментов (чем меньше белого, тем ярче цвет), а также для нанесения на светлый черепок . Непрозрачность глазури обусловлена наличием в ее составе своеобразных белых пигментов, называемых глушителями. Традиционно используется циркон (силикат циркония, ZrSiO4) в чрезвычайно тонкодисперсной форме. Намного реже используют оксид олова. Хорошим глушителем является оксид титана, но он окрашивает глазурь в желтоватый цвет. Часто глазури выходят непрозрачными и довольно белыми при введении больших количеств оксида цинка, талька и некоторых других материалов.
⚫  Циркон микронный, S-4595⚫  Олово (4) оксид, S-4820⚫  Оксид титана, S-4630

БЛЕСК.
Существуют блестящие, сатиново-матовые и матовые эмали, хотя точную границу между этими степенями отражающей способности провести нельзя. Степень блеска зависит от химического состава глазури и часто от температуры обжига. Матовость глазурей достигается введением в состав алюминия (например, в виде Аломата S-4622), ⚫  Матирующая добавка Аломат, цинка (в виде оксида цинка S-4510), ⚫  Оксид цинка, S-4510, кальция (в виде волластонита S-4609), ⚫  Волластонит МВ-10-96К, S-, введением бария или магния. Выбор матирующей добавки проводят, основываясь на эффекте, который нужно получить. См. литературу по химии глазурей. 

Все стандартные характеристики глазурей относятся и к белым глазурям - см. общее описание глазурей. См. также подгруппу Прозрачные глазури, где описана идеология выбора базовой глазури.

Особенности технологии.

Белые глазури наносят на изделие всеми известными способами. Для обеспечения непрозрачности эмали наносят толще, чем обычные глазури. Расход эмали может достигать 2 кг на квадратный метр без учета потерь.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.

prn16-1086
По сырой эмали S-0015 выполнена
роспись ангобами. Перед обжигом
роспись покрыта тонким слоем S-0120.
  • Повысить белизну можно чисто оптическим приемом - добавлением в глазурь 0,01-0,02% соли кобальта (т.е. 1-2 г соли на ДЕСЯТЬ кг глазури). Эта добавка уберет желтизну за счет эффекта подсинивания. Соль может быть любой - сульфат, хлорид, нитрат кобальта.
  • Белые глазури - хорошая основа для получения цветных. Необходимо просто добавить пигмент. См. палитры в соответствующих описаниях. Так как определить цвет без обжига практически невозможно, обязательно сделайте огневую пробу перед нанесением цветной глазури на ответственное изделие.
  • Белые глазури можно использовать в качестве глухой подложки для цветных глазурей. Часто этим пользуются для получения чистых и ярких однородных покрытий по красным глинам. Кроме того, подложка из хорошей белой глазури может свести к минимуму опасность цека, если эта опасность существует для цветной глазури.
  • Роспись красками по сырой белой глазури (техника майоликовой росписи) можно покрыть тонким слоем прозрачной глазури. Например, основной слой выполняется из S-0017, далее по нему наносят рисунок пигментами, всю поверхность припыливают слоем S-0122, всё обжигают в один раз. Это полезно, если некоторые краски остаются «сухими» после обжига.
horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях