Шамотные массы, в отличие от тонких, содержат своего рода арматуру - крупные обожженные зерна, которые собственно и являются шамотом. Шамотные зерна позволяют получать изделия, хорошо держащие форму, малочувствительные к сушке и малодеформирующиеся в обжиге.
Основные характеристики.
ЦВЕТ ПОСЛЕ ОБЖИГА зависит от состава массы и может быть любым.
ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА указывается как и для всех керамических масс. Важно понимать, что само по себе название "шамот" ничего не гарантирует, так как шамотная крошка и базовая глина могут быть и легкоплавкими, и тугоплавкими.
Вид шамота ПГ-75 при пережоге |
СОДЕРЖАНИЕ И КРУПНОСТЬ ШАМОТНОЙ КРОШКИ. Обычно содержание шамотной крошки составляет 20-40%, а крупность - от 0,1 до 2 мм. В принципе крошка может быть тонко измельчена и не наблюдаться в массе визуально, в этом случае говорят о тонкомолотых шамотных массах. В них шамот продолжает играть роль отощителя, но усадка немного выше, чем у грубозернистых шамотных масс.
Особенности технологии.
ФОРМОВАНИЕ изделий из шамотной массы производят набивкой в гипсовые формы или вручную всеми известными методами - пласты, жгут, свободное деформирование. При большом желании с шамотом можно работать и на гончарном круге, но ладони будут страдать от грубых зерен. Из шамота хорошо получаются крупные изделия с довольно толстой стенкой, плиты и изразцы выходят ровнее по сравнению с тонкими массами.
СУШКА. Шамотные массы "открыты", т.е. свободно пропускают пары воды, поэтому их сушка происходит в целом спокойнее, чем сушка аналогичных изделий из тонких масс. Однако не надо забывать - стенки шамота толще и требуется много времени, чтобы изделие высохло по всей толщине. Это особенно важно в случае монолитной скульптуры.
ОБЖИГ. Основное, что следует учитывать в обжиге - массу изделия. Нагрев и остывание будут идти медленнее, чем в случае тонкостенных изделий. Очень тяжелые изделия следует обжигать на подсыпке из чистой шамотной крошки для уменьшения усадочного трения изделия о плиту.
Гигантская черепаха отформована и высушена. |
ДЕКОРИРОВАНИЕ. Часто выбирают такие способы декорирования, которые подчеркивают естественную зернистую фактуру шамота - затирка цветными составами, небольшой подпыл. При необходимости получения однородных гладких покрытий, например, сплошного слоя глазури, поверхность следует максимально загладить еще на стадии формования, пока шамот влажный. Попытка замывки высохшего изделия приводит к обнажению зерен, что негативно отразится на качестве глазурного покрытия. Глазури лучше наносить на хорошо обожженный утиль: по сравнению с тонкостенными изделиями, шамоту нужно провести больше времени в зоне высоких температур для полного выгорания всех естественных примесей и разложения карбонатов.
При затирке глазурь остается в углублениях, подчеркивая рельеф поверхности. |
Известные проблемы и способы их разрешения.
Работа с шамотом вызывает минимум проблем. См. также описание конкретных масс.