Основные сведения

Надглазурные краски - смесь пигментов и специальных легкоплавких флюсов.

Надглазурные краски предназначены для выполнения рисунков по глазурованной обожженной поверхности путем кистевой росписи, тампонной или прямой шелкографической печати, аэрографического крытья, а также для изготовления надглазурных деколей. Типичная температура закрепления красок - 800 градусов.

Для низкотемпературных майоликовых изделий надглазурные краски можно использовать в качестве межглазурных майоликовых красок (т.е. для росписи по сырой эмали).

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Надглазурные краски не рекомендуется использовать в работе в детских студиях. Для взрослых, в целях обучения технике надглазурной росписи, имеет смысл остановиться на 5-6 красках, включая одну-две селеновые. Для обучения можно использовать белую облицовочную плитку.

Основные характеристики.

ЦВЕТ. Низкая температура обжига позволяет получить краску практически любого цвета. Многие краски содержат коллоидное золото для образования пурпуровой или розовой окраски. В последние годы разработаны специальные краски для полноцветного CMYK-процесса на базе 4 или 7 цветов. Существуют краски с металлическим эффектом, фосфоресцирующие краски и т.д. Подавляющее большинство красок блестит после обжига, однако есть и матовые краски, а блестящие блестят совсем не так "ярко", как блестящие глазури.
Белые краски используют для "бликования", т.е. получения светлого пятна на другой, цветной, краске; для разбавления цветных красок с целью получения пастельных оттенков. На практике белые краски никогда полностью не перекрывают темный фон.

ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА. Надглазурные краски закрепляются с сохранением яркого цвета в очень узком интервале температур (плюс-минус 5-10 градусов от температуры, указанной изготовителем). Конкретные температуры лежат в интервале от 760 до 830°C.

ХИМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ указывает, что краска не изменяется при кратковременном (24 часа) действии 4%-го раствора уксусной кислоты. Химстойкие краски можно использовать на поверхностях, контактирующих с пищей. Кроме химической стойкости, некоторые серии красок (западных производителей) характеризуются стойкостью в процессе мытья в посудомоечных машинах в количестве циклов.

КОЛЛЕКЦИЯ. Ряд производителей группируют краски в т.н. коллекции. Как правило, все краски, принадлежащие одной коллекции, обжигаются на одну температуру и имеют определенное назначение (например, химически стойкие для посуды, для CMYK-процесса). В нашем ассортименте есть коллекция Саншайн фирмы Ferro.

СМЕШИВАЕМОСТЬ. Ряд красок можно смешивать только между собой. Это селенокадмиевые краски. При их смешивании с другими красками основной селенокадмиевый цвет может исчезнуть. Число таких красок уменьшается в связи с их низкой химической стойкостью, опасностью для здоровья (оксид кадмия), узким интервалом обжига. Селенокадмиевые краски рекомендуется рассветлять белой кадмиевой же краской, а не общей белой. Например, для селенокадмиевых красок Саншайн нужна белая Саншайн 19 208. Однако для отечественных красок подходит отечественная белая 5512 нк.

Особенности технологии.

Ваза из Антикварной галереи Адамстаун.
http://www.aagal.com/Potterygen.html
Существует огромное число техник декорирования надглазурными красками, см. соответствующую литературу. Основными моментами во всех случаях является: выбор СВЯЗУЮЩЕГО для нанесения, ОБЖИГ.

СВЯЗУЮЩИЕ. Иначе их называют средами. В зависимости от техники декорирования и собственного опыта можно выбрать водорастворимую или масляную среду. Для росписи небольшого количества изделий в качестве среды можно использовать просто воду. В этом случае с расписанным изделием до обжига нужно обращаться крайне аккуратно, чтобы не стереть ничем не закрепленный слой краски. Существуют специальные водорастворимые среды, но в качестве простейших можно использовать раствор сахара, декстрина, КМЦ, крахмала. При высыхании эти растворы обеспечивают минимальное приклеивание порошка краски. Из масляных сред чаще других используют живичный скипидар или скипидарное масло, в том числе специального качества, например, венецианский терпентин. Преимуществом масляных сред является прочное закрепление краски, недостатком - выделение летучих веществ с запахом в процессе сушки и обжига.

ОБЖИГ. Вжигание красок проводят строго в окислительной среде. Это связано не только с необходимостью полного сжигания органической основы, но и с цветом. Особенно чувствительны к среде селенокадмиевые (красные и оранжевые) краски. Последние, кроме того, могут получаться заметно разного цвета при небольшом недожоге или небольшом пережоге. Для устранения влияния газовой среды на цвет, надглазурные краски часто обжигают в печах с муфелем - специальная жаропрочная обечайка, отделяющая изделия от газовых потоков. Из-за этого декорирующий обжиг иногда называют муфельным обжигом.

Для полного сгорания органических составляющих необходим постоянный приток свежего воздуха в процессе обжига, особенно в интервале температур от 100 до 400-500°C. В электрической печи нужно открыть все отверстия в стенках или дверце печи, включить вытяжную вентиляцию.

Если краски имеют разную температуру обжига, проводят несколько последовательных обжигов, начиная с более высоких температур. Например, сначала сине-зеленые при 830°C, затем селенокадмиевые при 800°C, затем золото - при 780°C.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Многочисленные дефекты надглазурного декорирования описаны в соответствующих учебниках. Большинство проблем связано с неправильной толщиной слоя и слишком быстрым подъемом температуры в интервале 100-400°С.

Отдельной проблемой, специфичной для российских красок, является плохой помол. Рекомендуется следующая процедура. Порошок краски, например, 50-100 грамм сразу, смешивают с нужным объемом связующего, например, в ступке. Полученную пасту протирают через тонкое, т.н. контрольное сито (63 мкм или 10000 отверстий/см2). Протертую пасту, в которой уже нет никаких крупинок, помещают в герметичную пластиковую банку. Банку подписать!

Требования безопасности.

  1. Тонкодисперсная пыль. Пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при работе с порошками.
  2. Токсичные вещества. Надглазурные краски содержат специальные флюсы и пигменты, которые, в свою очередь, могут содержать токсичные оксиды: химически связанные оксиды кобальта, марганца, никеля, свинца, представляющие опасность при попадании в организм. По сравнению со свободными оксидами, химически связанные оксиды представляют меньшую опасность. Тем не менее, соблюдайте простое правило: НЕ ПИТЬ, НЕ ЕСТЬ, НЕ КУРИТЬ на рабочем месте.
  3. Краски, не классифицированные как "химстойкие", не могут быть использованы для поверхностей, контактирующих с пищей. Химстойкие краски становятся действительно химстойкими только при надлежащем обжиге.
horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях