Основные характеристики.
ЦВЕТ. Низкая температура обжига позволяет получить краску практически любого цвета. Многие краски содержат коллоидное золото для образования пурпуровой или розовой окраски. В последние годы разработаны специальные краски для полноцветного CMYK-процесса на базе 4 или 7 цветов. Существуют краски с металлическим эффектом, фосфоресцирующие краски и т.д. Подавляющее большинство красок блестит после обжига, однако есть и матовые краски, а блестящие блестят совсем не так "ярко", как блестящие глазури. Белые краски используют для "бликования", т.е. получения светлого пятна на другой, цветной, краске; для разбавления цветных красок с целью получения пастельных оттенков. На практике белые краски никогда полностью не перекрывают темный фон.
ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА. Надглазурные краски закрепляются с сохранением яркого цвета в очень узком интервале температур (плюс-минус 5-10 градусов от температуры, указанной изготовителем). Конкретные температуры лежат в интервале от 760 до 830°C.
ХИМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ указывает, что краска не изменяется при кратковременном (24 часа) действии 4%-го раствора уксусной кислоты. Химстойкие краски можно использовать на поверхностях, контактирующих с пищей. Кроме химической стойкости, некоторые серии красок (западных производителей) характеризуются стойкостью в процессе мытья в посудомоечных машинах в количестве циклов.
КОЛЛЕКЦИЯ. Ряд производителей группируют краски в т.н. коллекции. Как правило, все краски, принадлежащие одной коллекции, обжигаются на одну температуру и имеют определенное назначение (например, химически стойкие для посуды, для CMYK-процесса). В нашем ассортименте есть коллекция Саншайн фирмы Ferro.
СМЕШИВАЕМОСТЬ. Ряд красок можно смешивать только между собой. Это селенокадмиевые краски. При их смешивании с другими красками основной селенокадмиевый цвет может исчезнуть. Число таких красок уменьшается в связи с их низкой химической стойкостью, опасностью для здоровья (оксид кадмия), узким интервалом обжига. Селенокадмиевые краски рекомендуется рассветлять белой кадмиевой же краской, а не общей белой. Например, для селенокадмиевых красок Саншайн нужна белая Саншайн 19 208. Однако для отечественных красок подходит отечественная белая 5512 нк.
Особенности технологии.
|
Ваза из Антикварной галереи Адамстаун. http://www.aagal.com/Potterygen.html |
Существует огромное число техник декорирования надглазурными красками, см. соответствующую литературу. Основными моментами во всех случаях является: выбор СВЯЗУЮЩЕГО для нанесения, ОБЖИГ.
СВЯЗУЮЩИЕ. Иначе их называют средами. В зависимости от техники декорирования и собственного опыта можно выбрать водорастворимую или масляную среду. Для росписи небольшого количества изделий в качестве среды можно использовать просто воду. В этом случае с расписанным изделием до обжига нужно обращаться крайне аккуратно, чтобы не стереть ничем не закрепленный слой краски. Существуют специальные водорастворимые среды, но в качестве простейших можно использовать раствор сахара, декстрина, КМЦ, крахмала. При высыхании эти растворы обеспечивают минимальное приклеивание порошка краски. Из масляных сред чаще других используют живичный скипидар или скипидарное масло, в том числе специального качества, например, венецианский терпентин. Преимуществом масляных сред является прочное закрепление краски, недостатком - выделение летучих веществ с запахом в процессе сушки и обжига.
ОБЖИГ. Вжигание красок проводят строго в окислительной среде. Это связано не только с необходимостью полного сжигания органической основы, но и с цветом. Особенно чувствительны к среде селенокадмиевые (красные и оранжевые) краски. Последние, кроме того, могут получаться заметно разного цвета при небольшом недожоге или небольшом пережоге. Для устранения влияния газовой среды на цвет, надглазурные краски часто обжигают в печах с муфелем - специальная жаропрочная обечайка, отделяющая изделия от газовых потоков. Из-за этого декорирующий обжиг иногда называют муфельным обжигом.
Для полного сгорания органических составляющих необходим постоянный приток свежего воздуха в процессе обжига, особенно в интервале температур от 100 до 400-500°C. В электрической печи нужно открыть все отверстия в стенках или дверце печи, включить вытяжную вентиляцию.
Если краски имеют разную температуру обжига, проводят несколько последовательных обжигов, начиная с более высоких температур. Например, сначала сине-зеленые при 830°C, затем селенокадмиевые при 800°C, затем золото - при 780°C.
Известные проблемы и способы их разрешения.
Многочисленные дефекты надглазурного декорирования описаны в соответствующих учебниках. Большинство проблем связано с неправильной толщиной слоя и слишком быстрым подъемом температуры в интервале 100-400°С.
Отдельной проблемой, специфичной для российских красок, является плохой помол. Рекомендуется следующая процедура. Порошок краски, например, 50-100 грамм сразу, смешивают с нужным объемом связующего, например, в ступке. Полученную пасту протирают через тонкое, т.н. контрольное сито (63 мкм или 10000 отверстий/см2). Протертую пасту, в которой уже нет никаких крупинок, помещают в герметичную пластиковую банку. Банку подписать!
Требования безопасности.
- Тонкодисперсная пыль. Пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при работе с порошками.
- Токсичные вещества. Надглазурные краски содержат специальные флюсы и пигменты, которые, в свою очередь, могут содержать токсичные оксиды: химически связанные оксиды кобальта, марганца, никеля, свинца, представляющие опасность при попадании в организм. По сравнению со свободными оксидами, химически связанные оксиды представляют меньшую опасность. Тем не менее, соблюдайте простое правило: НЕ ПИТЬ, НЕ ЕСТЬ, НЕ КУРИТЬ на рабочем месте.
- Краски, не классифицированные как "химстойкие", не могут быть использованы для поверхностей, контактирующих с пищей. Химстойкие краски становятся действительно химстойкими только при надлежащем обжиге.
|