Керамическая консультация

Керамическая консультация - Функциональные свойства

Функциональные свойства

Цвет, контакт с пищей, долговечность...

Нет, неправильно. 
Если глазурь не cодержит свинец, она может содержать кадмий, бор, барий, марганец, кобальт, никель и много других компонентов, которые, как покажут испытания в сертифицирующем органе, выделяются в слабый раствор уксусной кислоты сверх допустимой меры. Так как испытывают чашку, а не глазурь из баночки, будет иметь значение и выбранный вами режим обжига: при существенном недожоге глазурь не будет химически стойкой, даже если производитель заявил, что она самая что ни на есть food safe. 
Если ничего вредного не выделяется, но чашка "протекает", или на поверхности есть цек, или непроглазурованные участки, или, что самое неприятное, глазурь отскакивает с кромок, чашку нельзя использовать для контакта с пищей.

Про некоторые глазури написано сразу - даже не пытайтесь, не получится, не пригодна для контакта с пищей. Если такого заявления нет, и свинца и кадмия в составе тоже нет, то есть шансы получить чашку, из которой действительно можно пить чай с лимоном, если эта глазурь в принципе является химически стойкой.

Кстати, лимонный тест дает очень хорошую оценку пригодности полученного покрытия к контакту с пищей. Возьмите свежий ломтик лимона, прижмите его к испытуемой поверхности. Образец накройте чем нибудь, чтобы лимон не подсыхал. Оставьте на ночь. Уберите лимон, помойте поверхность, высушите и осмотрите залимоненный участок: не изменился ли цвет глазури, не стала ли она матовой, не видны ли контуры ломтика? Нормальная глазурь вообще не "замечает", лежал ли на ней лимон!

Кроме того, по-настоящему химически стойкое покрытие не боится посудомоечной машины. Представьте себе, как будет выглядеть чашка с цветным эффектным покрытием, если некоторые цветные участки станут белесыми или вообще растворятся под действием щелочного раствора моющих средств! Есть экспресс-тест: прокипятите 5-6 часов изделие в 5%-ом растворе кальцинированной соды. Правильнее - не кипятить, а держать на водяной бане почти при температуре кипения, но это не принципиально.

Учтите и другие эстетические особенности поверхности. Например, на ней могут оставаться несмываемые следы от крепкой заварки.

Посуду в идеале нужно делать из фарфоровых и т.п. высокоплотных масс с применением соответствующих высокотемпературных  прозрачных глазурей. Например, S-0145, смесь S-0128 и S-0130 и т.д. На 1000-1200°С хорошо подходят глазури S-0102 и S-0104 - просто разведите порошок в удобном количестве воды. На 950-1100°С подойдет S-0119.

Внутреннюю поверхность чашек надо глазуровать ополаскиванием. Возможно глазурование окунанием сразу всей чашки. Если это делается в студии керамики, лучше потратить пару дней на отработку всей процедуры:

 

  • найти состояние чашек, при котором они допускают окунание - сухие или утильные
  • для этого состояния чашек подобрать степень разбавления глазури водой, чтобы оставался слой требующейся толщины. Никакого способа, кроме проведения огневой пробы, здесь, к сожалению, нет
  • возможно, перед окунанием в глазурь поверхность чашки нужно смочить водой, чтобы не было захвата пузырьков воздуха. надо выяснить, нужно ли смачивать и как это делать
  • приготовить ведро с разбавленной глазурью, в котором все будут полоскать свои чашки
  • глазурь в ведре может оседать, поэтому нужно проверить, требуется ли добавление сульфата магния, добавить его и еще раз провести огневую пробу.

Если соблюдены все условия нанесения и глазурь выбрана правильно, остается обжечь чашку на правильную температуру.

Сложнее, если чашки изготавливаются для продажи. В этом случае готовое изделие нужно отдать на испытания в лабораторию, которая в вашем регионе имеет лицензию на проведение этих тестов.

photo2Глазурь внутри чашек - S-0017, обожжена при 1000°С.

Кроме выделения вредных веществ, поверхность для контакта с пищей проверяют еще на несколько параметров. Например, на след от столовых приборов: возьмите ложку, нож, вилку, проведите по поверхности глазури. Если остается металлический след, глазурь недопустимо абразивная, если нож царапает поверхность, глазурь недопустима мягкая или содержит множество микропузырьков.
Еще один пример – пятнаемость. Параметр тесно связан с предыдущим. Для проверки пятнаемости используют черничный сок. В данном случае “использован” крепкий чай. Если поверхность имеет множество микропузырьков, микрокаверн, она окрасится соком (чаем) так, что удалить краску будет трудно. На фото эти каверны видны при увеличении.

Получение поверхности без микрокавернозности в случае майоликовых изделий – вызов технологу. Потому-то обычно посуду делают из фарфора или стекла, где такой проблемы практически никогда не возникает.

Хорошую поверхность дают тонкие слои, но они не дают требуемой оптической плотности, поверхность, кроме того, часто бывает рябой.

Другое решение - подбор режима обжига.

Напрашивается выдержка, но она может и не помочь, так как при этом пузырьки воздуха из глазури еще в большем количестве поднимутся (точнее – диффундируют) к поверхности. Речь идет о пузырьках размером 0,05 – 0,1 мм. То есть не заметных глазу!

Здесь был бы кстати “огненно-полировочный” обжиг – от 950 до 1050°С – за полчаса, выдержка пару минут, резкое охлаждение до 950°C. В таком обжиге поверхность “полируется”, но пузырьки не успевают подняться. К сожалению, не все печи это позволяют, в идеале нужна туннельная печь, где этот режим можно выстроить по зонам.

Возможно, достаточно просто уменьшить температуру на 10-20 градусов для увеличения вязкости глазури.

Вот картинка процесса:

  1. В порошке глазури, лежащей на черепке, есть включенный воздух
  2. Когда глазурь начинает плавиться, крупные пузыри раскрываются, мелкие – остаются в толще
  3. При повышении температуры поверхность “полируется”, одновременно из толщи к поверхности начинается движение мелких пузырьков.
  4. Если есть длинная выдержка или температура выдержки такая, что глазурь становится маловязкой – все пузырьки поднимаются на поверхность и образуют нечто типа безе – сплошная твердая пена.
  5. Чем выше температура, тем больше пены, поэтому тем меньше должна быть выдержка.
  6. Пункт 5 выполним для малоинерционных загрузок, иначе нагрев от 1050 до 1100 займет час и охлаждение – час, поэтому выдержка 5 минут или 30 уже по сути одно и то же.
  7. Сделать такую длинную выдержку, чтобы вышли все пузыри, еще никому не удавалось. Если посмотреть на скол глазури под микроскопом, легко понять, почему.

Разумеется, при глазуровании никакой воздух не должен попадать в слой глазури: утиль увлажнять! Поверхность после глазурования должна выглядеть плотной и однородной, как писчая бумага А4.

Ну и, возможно, будет успешнее какая-то другая белая эмаль, типа 49 VBC 13 Ferro ⚫  Белая глазурь (эмаль) S-1.

Мы ждем Ваших откликов и предложений Прислать