Тезисы презентации "Мифы керамического мира", представленной на фестивале "4Ceramics" 25 ноября 2018 г. Сам доклад непринципиально отличается от этого первоначального текста, его можно посмотреть на канале Ильи Калашникова https://www.youtube.com/watch?v=Ex9eFcZl3AE&t=916s.
Если вы уже освободились от некоторых из этих мифов, вам все равно будет интересно послушать, потому что я буду приводить всякие любопытные примеры и, возможно, подойду к развенчанию мифа с неожиданной для вас стороны.
Где-то есть учебник по технологии, написанный на доступном языке
Это миф.
Главное – разобраться, что именно, именно Вы, не поняли в технологии. Систематическое изложение может оказаться бесполезным.
Вместо усердного посещения школьных уроков и выполнения всех домашних заданий, например, по физике вы можете решить, что репетитор сделает все быстрее и эффективнее. Хороший репетитор именно так и сделает, потому что он прежде всего разберется, а что вам собственно надо доучить? И какой фундаментальный принцип вы недопоняли в самом начале обучения, и поэтому вам кажется, что непонятно всё вообще.
Посмотрите на это утверждение. Какое слово вызывает непонимание? Часто – ареометрическая, часто – тиксотропность. Но по моему опыту чаще всего керамисты не понимают в должной степени слово «плотность». Потому что под этим словом иногда имеют в виду удельный вес глазури, а иногда – ощущение, как она по вязкости. Вы будете долго искать учебник, посвященный плотности глазури, но бывает проще открыть википедию, и прочитать там про удельный вес и вязкость. Вся задача поиска хорошего учебника может свестись к прояснению нескольких физических понятий. После чего вы восклицаете «И всё?», «Господи, неужели нельзя было так сразу и сказать!»
Я обращаюсь заодно и к тем, кто дает уроки по технологии: старайтесь выяснить, что именно не знает или что именно не понимает правильно ваш ученик.
Но вернемся к учебникам.
Есть похожие на то, что вы ищите, но они написаны на английском. Почему никто не хочет переводить их на русский? Неубедителен бизнес-план. В учебниках по технологии мало картинок, много сложного для перевода текста, поэтому убедить издательство вложить деньги в эту затею очень трудно. Легче – в перевод и издание легких книжек-комиксов: много картинок, мало текста. Таких книжек уже много переведено.
Еще в иностранных книжках много иностранных же материалов. Глазури еще как-то можно перевести на наши компоненты, но что нам толку от составов керамических масс – у нас просто нет таких глин и каолинов.
Вот замечательная книга Роудеса, просто библия для американских керамистов – она на треть нам бесполезна.
Но есть и фундаментальные книги, в которых систематически излагаются сами принципы построения состава массы или глазурей. Эти книги не относятся к написанным на доступном языке ни в одном смысле, вдобавок, чем дальше от массового спроса, тем дороже труд. Если книжка с картинками класса «для всех» стоит на наши деньги 1500 рублей, книжка-обобщение, класса учебник для студентов, стоит уже 6000 рублей, а одна детальная статья в научном журнале – 30 долларов за 5 страничек текста. Там только факты, ни слова воды.
Компромисс – это книжка-справочник про всё сразу. На английском языке такие есть, там действительно много полезной информации, но, как вы понимаете, чтобы получить общую картину всех процессов, придется внимательно прочитать весь справочник, на английском языке.
Почему никто никак не напишет доступный учебник на русском языке? Почти по той же самой причине. Огромное число любителей и начинающих с удовольствием купят книжки с картинками, в которых написаны очевидные для продвинутого керамиста вещи. Продвинутым керамистам нужны специфические и очень конкретные знания, причем уровень конкретности зависит от уровня продвинутости.
Другими словами, каждый ищет книгу, доступную для своего собственного уровня понимания материала, знания химии, физики, математики, инженерии, электротехники и так далее. И даже еще уже: хотелось бы книгу, в которой прямо на первой странице написан ответ на тот самый вопрос, который вам важен именно в данный период вашей деятельности:
- как восстановить медь в раку-обжиге, чтобы она осталась красной навсегда?
- как сделать тандыр, чтобы не трещал в обжиге?
- а вот самый сакральный вопрос: как избавиться от цека?
Будет ли кто-то учиться систематически, а не на частных примерах? Будем верить, что будет, но речь не об этом, а о состоянии производственной художественной керамики в целом.
Сейчас идет рост числа студий, мастерских и мастеров, теперь надо подождать, пока учебные заведения не отреагируют на это и не утвердят новые образовательные программы. Честный автор, чтобы написать современный учебник, должен как-то приобрести и прочитать три-четыре сотни научных статей, по 30 долларов за штуку, и разумеется уже изданные книги, по 50-80 долларов за штуку. Вот и посчитайте цену действительно ценного учебника для ВУЗа.
Для кафедры керамики в художественном образовательном учреждении учебник будет стоить подешевле, и формул в нем будет поменьше. Но они будут обязательно, потому что керамика – это во многом техническая, а не художественная дисциплина, и вам волей-неволей нужно разбираться в процентах, формулах, микронах и тому подобном.
Краткий вывод: учебники пишут преподаватели ВУЗов, и чтобы они написали такие учебники должна сформироваться потребность в массовой специальности.
Подождем лет двадцать. А пока – ищите ответы практическим путем, спрашивайте у всех, до кого достучитесь в интернете. Ищите опытных репетиторов.
Хорошая белая глазурь перекроет цвет черепка
Это миф.
Никакое стекловидное покрытие не обладает 100%-ым поглощением в слое 0,3 мм.
На последнем слайде - дефект, использованный как прием декорирования.
Никогда не получится одинаково, ведь это керамика
Это почти миф.
Да, не получится, но нужно знать, как делать одинаково.
Знаете, что меня поразило в фруктовом отделе рядового американского супермаркета? Яблоки. Там стоят несколько горок с яблоками разных сортов, и в каждой горке лежат практически одинаковые по форме цвету и размеру яблоки.
Дело не в том, что в природе можно найти столько одинаковых яблок, а в том, что магазин покупает яблоки по некоторому стандарту, в котором прописано, что такое «одинаково».
Когда повезло с дизайнерским решением, вашу работу начинают спрашивать. Именно ту, которую вы разместили в интернете. И часто под работой написано: воспроизвести в точности я не смогу. И никогда не написано, что такое не в точности. Вместо маков и гвоздик будут огурцы и помидоры? Растительный сюжет сохранен, претензии не принимаются.
Мы часто думаем, что у каждого в голове такая же измерительная линейка, как и в нашей. Хорошо бы задать правила сравнения. Их необязательно размещать на своей странице в инстаграме, их просто надо иметь и соблюдать.
Например, размеры. Это плюс минус 1-2 мм. Размеры керамики задаются исходной влажностью глины (чем выше, тем больше усадка), точностью взвешивания комка глины, обточкой по шаблону, постоянным режимом сушки (чем быстрее, тем меньше усадка) и постоянным режимом обжига (чем больше номер конуса, тем больше усадка). Если вы привыкли это делать, для вас не составит труда выполнить заказ на кружку объемом 410 мл, а не 380, как вы делали всегда. Или сделать фартук на кухню точно в размер выделенного под него пространства.
Фактура и цвет. Чтобы их воспроизводить, хорошо бы потратить время на выяснение факторов, которые на них влияют. Что будет, если слой краски или глазури в два раза тоньше? Или в два раза толще? Что будет при пережоге на два конуса или недожоге на два конуса? При майоликовой росписи большое значение имеет состав основной белой глазури, и будет безумием, если вы вдруг решите выполнить заказ по образцу, но при этом используете другую глазурь.
С цветом сейчас проще: можно купить у китайцев спектрофотометр (это дешевле, чем вам кажется) и измерять цвет инструментально, а разницу в цвете задавать по «дельта е». Правда, в керамике в понятие цвет включают еще и прозрачность, и степень блеска-матовости. Но и здесь есть сравнительные методы.
Мотив, композиция. Есть вот какой подход. Работайте только с такими решениями, которые вы знаете, как воспроизвести. Я имею в виду не только технику декорирования, но и саму идею декорирования, ее содержательную часть. Посмотрите, сколько сразу получается преимуществ:
- вы можете напечатать каталог на пару лет вперед и маленькую книжицу с вашими популярными работами, которую можно вкладывать в каждую чашку
- вы можете поставлять в магазины и в салоны ваши работы точно по артикулу, без долгих объяснений «ну это там, где синие цветочки на красном фоне»
- вы точно знаете, какие материалы и в каких количествах вам понадобятся и держите их в неприкосновенном запасе.
- вы можете количественно анализировать спрос и отслеживать моду, или эффективность ваших рекламных шагов, или удачность ваших дизайнерских решений
Резюме по этому мифу: измеряйте, стандартизируйте и документируйте. Окажется, что одинаково делать можно, если это кто-то попросил, и что вы недооценивали ваши собственные возможности!
Я делаю всё как всегда!
Это миф.
Есть много факторов, которые, возможно, не учитываете ни Вы, ни Ваш поставщик.
С этим утверждением чаше всего сталкиваешься тогда, когда вдруг что-то пошло не так. Чаще всего – пришли те же самые материалы, но как бы другие, потому что не получаются. Разумеется, никто не может поручиться, что материалы будут всегда одинаковыми, бывает и просто брак. Однако все производители давно научились делать выходной контроль своей продукции, в том числе и наши отечественные, поэтому часто проблема возникает именно из-за зловредной уверенности: я (мы) делаем всё, как всегда, а виноват кто-то другой.
Я начну с нас самих.
В порядке оправдания, как представитель компании, производящей материалы, я должен сказать, что мы относимся к подобным заявлениям очень внимательно. Бывает, что оказывается так, что наши методы и нормы контроля не охватывают какой-то важной характеристики материала.
Вот пример.
Стандартная белая эмаль контролируется по нескольким параметрам, в том числе, разумеется, и по внешнему виду после обжига. Поэтому первая реакция на заявление керамической мастерской, что эмаль вышла с желтыми пятнами, была – не может быть, мы всегда контролируем всё, как всегда. Вот наши идеальные огневые пробы этой партии. Вот результаты определений влажности, помола, вязкости. Что не так?
Оказалось, что в этой керамической мастерской применяется повторное нанесение эмали на невпитывающую поверхность. Вода из эмали не уходит в черепок, как это бывает всегда, а высыхает с поверхности. В злополучной партии оказалось высокое содержание железа в воде, которое и дало желтые пятна. И мы не могли это проконтролировать, потому что эмаль густая и белая!
Вывод из этого примера для производителя: надо все тесты делать как всегда, но добавить еще один дополнительный тест, например, центрифугировать суспензию глазури.
Вывод из этого примера для керамиста: имейте в виду, производитель может не подозревать о способе, которым вы используете материал, и оставлять это, важное исключительно для вас, свойство без контроля.
И теперь перейду к самим керамистам.
Ребята, забудьте об этом. Я имею в виду «я делаю всё как всегда». В керамике сотни параметров, которые надо делать как всегда: состав глины, ангоба, красок и глазурей, температура, влажность и сквозняк в помещении, жесткость воды и жесткость кисти, объем загрузки, новизна или старость нагревателей, толщина полок и подставок под них, вентилятор и погода на улице.
На больших заводах работают бригады техников и технологов, а в последнее время, заводы стали компьютеризованными – команды программистов, чтобы все было примерно как всегда.
В наших мастерских мы не можем проконтролировать всё, даже если захотим. Но некоторые вещи забывают чаще других. Вот несколько из них.
Толщина стенки при литье и при формовании на круге.
Вы всегда взвешиваете глину перед тем, как крутить стандартную чашку? И глина всегда одной и той же влажности? Или с добавлением бракованных отходов? Толщина обязательно повлияет на деформацию, усадку, вероятность треска в сушке или в обжиге.
Очень часто все идет не так в литье, когда шликер вроде бы как всегда, только не той влажности и не той загустеваемости.
Влажность поверхности черепка при росписи или глазуровании.
Вдруг ни с того ни с сего на росписи подглазурными красками появляются пузыри. Я делал всё как всегда: глазурь из той же банки, краска из той же банки, обжиг тот же, сушил и обжигал так же. Откуда же пузыри? Оказывается, черепок был чуть более влажным, и краска была чуть более жидкой, и этого оказалось достаточно, чтобы вода переувлажнила черепок, и из его пор начали подниматься пузырьки воздуха. Их легко не заметить, но при нагреве объем увеличивается кратно!
Влажность воздуха в помещении.
Зимой и летом воздух на улице примерно одной влажности, скажем, 60%. Летом температура в помещении такая же, как и на улице, поэтому и в помещении будет 60%. И работы высыхают спокойно и без треска.
Зимой на улице -10, в помещении +20°С, и влажность в помещении оказывается всего 15%! Ждите треска на чувствительных к сушке глинах!
Ставка в печи.
Недостаточно выставить температуру и выдержку. Нужно учесть и скорость нагрева при наборе последних 100 градусов. Если много работ и огнеприпаса, печь будет идти эти 100 градусов на час-другой дольше, чем в полупустом состоянии. В итоге вы получите серьезный пережог – деформацию, пузырь каменных масс, стекание глазури и т.д.
Густота глазури.
Вы можете быть удивлены, но густота только очень приблизительно связана с влажностью. Например, у некоторых западных баночных глазурей влажность может составлять и 45%, и 50% и даже 68%, но визуальная густота – одинаковая за счет добавок всяких загустителей и стабилизаторов. Если вы готовите глазурь сами, имейте в виду: разбавление водой + загуститель даст густоту «как всегда», вот только слой может получиться в три раза тоньше, чем всегда. И наоборот. Контролируйте сначала влажность, потом густоту. И если белая эмаль вдруг получается прозрачной, проверьте сначала влажность глазури (в процентах взвешиванием, а не на глаз) и толщину слоя – процарапыванием и измерением, или взвешиванием, а не на глаз, и только потом – всё остальное.
Замена нагревателей.
Это, считайте, обжиг в новой печи, если производитель печи не учел некоторых конструктивных моментов. Например, жесткой фиксации термопары. Вы не трогали термопару? А мастер, который менял нагреватели, тоже не трогал? Он конечно поставил ее так же, как и было. Но сдвиг королька термопары в сторону стенки приведет к дополнительной инерции и эффективному росту температуры обжига, в сторону пространства печи – наоборот.
Ручная керамика должна быть кривой и с дефектами
Это миф.
Авторская керамика должна быть качественной и с однозначными свидетельствами уникальности.
Я не встречал покупателей, которые были бы с этим согласны, зато знаю многих керамистов, которые в этом убеждены. Ну или просто не придают значения качеству в самом простом бытовом смысле этого слова.
Еще интересней. Почти аксиоматическое утверждение: если ровно аккуратно и функционально – это ремесло, а если криво, с дефектами и не понятно, для чего – это искусство. Я про керамику, не знаю, как в других областях.
Рядом лежат мифы про эстетику Ваби. Ваби – это не то, что криво и косо, и с непонятными пятнами, это то, что получилось с непонятными пятнами, возможно и криво, но при этом, чисто случайно получилось красиво! Ключевое слово – «красиво», а не «случайно». Ваби – это удивление подарком судьбы. Можно ли всерьез рассчитывать на такое сплошное везение, если вы делаете коммерческую керамику?
Между прочим, это работа Сёдзи Хамада.
Есть, правда, один несомненный плюс в кривизне и косости: покупательское доверие. Если все сделано чересчур идеально, покупатель может и не поверить в то, что это действительно ручная работа. И начнет предъявлять, совершенно бессознательно, другие мерки: либо мерку «сделано в Китае и должно быть дёшево», либо мерку «ну это очень крутой мастер, и мне точно не по карману».
Не знаю, что здесь добавить, кроме призыва делать качественную керамику. Если неровно – покупателю должно быть безоговорочно понятно, почему это именно здесь должно быть неровно. И почему он должен за это сразу выложить денег.
Ручная керамика дорогая, потому что сделана с душой
Это миф.
Необходимо держать на контроле и себестоимость, и цену спроса.
Она дорогая потому, что она сделана вручную, по технологии на две тыщи лет назад, ну или на полвека назад – в наше время это означает безнадежно устаревшую технологию.
Если бы ее делать на заводском оборудовании 21 века, любая ваша чашка стоила бы копейки, как в хозяйственном магазине. И душа здесь ни при чем, будем честными с покупателями.
Это, конечно, понятно.
Но на самом деле здесь два других мифа, точнее, два других распространенных убеждения:
- первое звучит так: покупатель должен заплатить много просто потому, что это ручная работа.
- и второе: у меня все дорого, поэтому не может получиться дешевле.
Начнем с первого.
Если вы сумели объяснить покупателю, что он должен так заплатить, то честь вам и хвала. К сожалению, сейчас наблюдается, в среднем, другая тенденция: керамику примерно одного типоразмера продают примерно по средней по рынку цене. То есть как у всех.
«Почему вы спрашиваете, что это дорого – видите, все так продают!». Кружка стоит 1000-1500, тарелка на стену 2000-2500.
Покупателю ничего не надо объяснять, если качество и сложность изделия говорят сами за себя. Или он пришел именно к вам, потому что ваше имя ежедневно упоминают на первом канале телевидения. Тогда он покупает кружку за 5000 и тарелку за 10000. Вы продаете «вау-эффект» за эти деньги. (Он обязан быть!)
Противоположный аспект этого вопроса – продать дешевле, чем у соседей. Ну это просто абсурд. Это же не тендер! Керамику покупатель выбирает для себя, для того, чтобы быть гордым собой, что он, покупатель, сам ее нашел, сам оценил, сам выбрал, и не постоял за ценой. И теперь эта чашка стоит у него на полке, а он рассказывает гостям, где и как он ее купил и за сколько. Когда вы продаете, когда вы делает вашу керамику, помните об этой полке и об этом рассказе гостям.
Второй аспект. Ваши собственные затраты.
Вот типичное объяснение на страницах фейсбуков и инстаграмов: нужно купить глину, глазури, пигменты, что недешево. Нужно отформовать и дать высохнуть, потом раскрасить и обжечь. Так что времени уходит – неделя или даже две. Прибавьте аренду мастерской и электроэнергию, затраты на упаковку и пересылку. Итог: кружка – 1000 рублей.
Как бы ничего неправильного нет. Только в хозяйственных магазинах – в 10 раз дешевле! А там, кроме всего прочего, заложена доставка из дальних стран и многочисленные коррупционные платежи.
Ответ про низкую себестоимость лежит в высоких технологиях. Высокие технологии – это всегда высокая производительность труда. В частности, это почти нулевой брак.
Вы берете дешевую малопластичную глину и пытаетесь сделать из нее розочку. Готовьтесь к браку в 70%. Или готовьтесь провести долгое очень утомительное нудное исследование, как с этой глиной работать. А можно купить дорогую вакуумную глиномялку и просто добавлять в вашу дешевую несовершенную глину облагораживающие компоненты.
Вы работаете с красивыми глазурями из красивых банок? Ну, во-первых, с ними весь мир работает, это к вопросу о ВАУ-эффекте, а во-вторых, почему бы не попробовать взять дешевые глазури и довести их простыми средствами до дорогого вида? Думаете, там что-то сверхсекретное? Или, уж если вы привыкли к баночным глазурям, почему бы не изучить их вдоль и поперек, чтобы они давали 100%-ый результат, без брака?
Анализируйте причины брака каждый обжиг, каждый раз, когда вы садитесь за гончарный круг. Анализируйте потери. Брак – это заметная статья расходов. Не доводите калькуляцию до «умножить на три на брак».
Что касается времени. Есть современные методы сушки, которые позволят вечером поставить в печь то, что было отформовано утром. Есть множество приемов работы, автоматизирующих ручные операции. К примеру, можно отливать десятками тулова кружек, а потом быстро придавать им индивидуальность на круге или ручной лепкой. Можно заказать дешевое производство утильных и даже сырых тарелок и сосредоточиться на их дооформлении и декорировании. Ну и так далее.
Порошковые глазури дешевле разведенных
Это миф.
Есть глазури смолотые, высушенные и приготовленные из высушенных в красивых банках
Если кто не знает, я кратко сначала поясню, что такое порошковые глазури и что такое жидкие. Именно жидкие, потому что разведенные бывают только у вас в мастерской, когда вы добавляете в порошок воду.
Правильные глазури – жидкие, которые смолоты из всех компонентов в шаровой мельнице. Ну или которые смешаны из тонких порошков по рецепту в миксере вместе с водой. При этом все составляющие очень хорошо перемешиваются друг с другом. Собственно, сразу после смешения глазурь готова!
Минусы понятны:
- нестабильность в хранении, потому что вода испаряется, органика гниет, нефелин-сиенит и бораты кальция гидролизуются
- глазурь можно пролить и это практически безвозвратно
- глазурь может замерзнуть при хранении на балконе или при транспортировке в зимнее время суток
- и всегда есть вот это подозрение: вот ведь, мне продали воду! За 500 рублей килограмм!
Поэтому глазури делают везде, где позволяет технология, в порошках.
На больших заводах смолотые глазури высушивают в распылительных сушилах: горит газовый факел с температурой примерно 400 градусов, в него под давлением распыляют глазурь, капельки за пару секунд высыхают и ссыпаются в мешки. Чтобы этот процесс был экономичным и эффективным, установка должна иметь высоту примерно 20 метров, а сушить за раз нужно хотя бы пару тонн глазури.
Сразу ответ по цене: порошок глазури после сушки ДОРОЖЕ, чем то же сухое вещество в жидкой глазури. Потому что сама сушка дорого стоит.
Есть и другая причина и другой способ приготовления глазурей в порошке. Он нам, как малотиражным керамистам, должен быть больше по душе. Это – смешение исходных компонентов глазури, которые сами по себе уже в порошке, по заданному нашему секретному рецепту. Например, в большой пластиковой банке.
Так поступают все крупные производителя глазурей. Это недешево, потому что сами исходные компоненты уже содержат в своей цене затраты на помол, а иногда и на помол + сушку. Зато у производителей есть возможность хранить глазури на складе практически неограниченное время в сухом виде и можно мгновенно приготовить всякие вариации по цвету и по крапинке. А еще так и только так можно делать, если в состав глазури входят компоненты, которые могут со временем растворяться в воде или которые медленно взаимодействуют с водой и делают глазурь непригодной для дальнейшего применения.
Дальше совсем интересно. Большие производителя берут сухие глазури и делают из них жидкие в красивых банках! Это – чистая дань обществу потребления: такой вот получается ланч-бокс – разогрел и съел, готовить не надо.
Но мы не про преимущества баночных глазурей, а про цену.
Так вот цена может оказаться на удивление высокой. Вам придется заплатить за дополнительную работу по обратному введению воды, за банку, этикету и работу по фасовке. Но вдобавок – вы никогда не узнаете, пока не измерите, сколько в этой банке воды, а сколько сухого вещества, т.е. собственно глазури. Посмотрите, как Тони Хансен определил плотность нескольких глазурей Амако. У прозрачной плотность оказалась всего 1,34. Разумеется, Амако не хочет вас обмануть, она подбирает плотность, при которой получается нужная, в данном случае - небольшая, толщина слоя. Но густота, на глаз, у всех глазурей примерно одинаковая.
Итак, резюме.
В ПЕРЕСЧЕТЕ НА СУХОЕ ВЕЩЕСТВО самые дешевые глазури – смолотые и не прошедшие сушку. Значительно дороже – высушенные глазури. Еще дороже – жидкие глазури в банках, приготовленные из сухих.
Но цена – не самое главное, главное, это для чего вам глазурь. Если для работы в детской студии, конечно, удобнее баночные под кисть.
Глазурная химия создает суперэффекты
Это миф.
Ни суперэффект, ни рядовая глазурь не получатся без профессионального отношения к глазурной химии.
Для начала нужно заметить, что глазурную химию всё-таки надо знать! Для чего? Хотя бы для того, чтобы не боятся ее.
Неважно, с какими материалами вы работаете, на какую температуру проводите обжиги и в какой технике занимаетесь декорированием.
Допустим, вы уверенный пользователь газовых печей и твердых фарфоровых масс. Рано или поздно вам будет интересно попробовать другие варианты.
Если вы всегда делали то, что в центре, попробуйте найти рецепт селадона, того, что слева. Или рецепт густой прозрачной глазури для техники рисового зернышка, как на фото справа.
Шестой конус, или, другими словами, популярные 1200 градусов – это очень широкое пространство глазурных составов и эффектов. Если Pinterest подбрасывает вам изображение какой-нибудь бариевой синей матовой глазури вместе с рецептом и вам очень хочется ее сделать, почему бы не воспользоваться приведенным тут же рецептом?
И наконец широко распространенная у нас майолика. Не в смысле техники росписи, а в смысле температуры – порядка 1000-1050 градусов. И здесь большой простор для рецептов и идей.
Кстати, об идеях. Здесь приведена формула белого «ВСЕПРОЩАЮЩЕГО» ангоба, который, как утверждает автор, можно смело наносить на глину в любом состоянии на любом этапе. Не знаем, правда ли это, но ведь рецепт приведен, и всё, что вам нужно – не боятся посмотреть на него и осмелится сделать.
Но многие приступают к знакомству с глазурной химией с преувеличенными ожиданиями. И далее наступает разочарование: как же так, почему глазурный калькулятор не выдал мне сразу состав с картинкой того, что получится? Так что давайте разберемся про мифы, которые здесь имеются.
В глазурной химии есть калькуляторы и секретные формулы красивых глазурей, поэтому мне не надо вспоминать школьную химию!
Надо. Как правило, нужно вспомнить именно школьную неорганическую химию, и даже не химию, а ее основные идеи. Например, большинство керамистов имеют смутное представление о том, что такое атомы и молекулы. И вам придется для начала поверить, что они в самом деле существуют, их можно посчитать поштучно, и именно они формируют красивую поверхность глазури, а не проценты, и не граммы! Если вы в самом деле принимаете существование атомов, то вам будет легко принять и формулу Зегера - она просто говорит, сколько штук атомов какого сорта должно лежать на поверхности черепка.
Мне негде взять составы западных материалов, которые приводятся в рецептах. Так что ничего не получится.
Это сейчас совсем не проблема. Есть огромнейшая база данных составов, в которой можно выбрать не просто состав полевого шпата в штате Мичиган, но выбрать состав, который был во времена написания рецепта глазури. Например, состав 1980 года.
Как только я посчитаю свой состав, у меня сразу всё получится!
Бывает и так. А бывает, что не получается ни с первого раза, ни с десятого. И тут два подхода: первый, который обычно все формулируют, это пробы-пробы-пробы. Но есть и второй: сначала выяснить, какие могут быть проблемы. Например, вы можете перепробовать десятки рецептов голубого селадона, но он будет выходить зеленоватым, потому что в вашей глине высокое содержание титана, а вы об этом не знали.
Так что количество проб можно существенно сократить.