Нас часто просят разработать массу для изделий, выдерживающих открытый огонь. Но мы не берёмся за такую работу. И вот почему:
Посуда для открытого огня — это керамическая посуда, которая выдерживает резкие перепады температуры, не трескаясь.
Посуда для духовки - это другой класс керамики, она не так устойчива к тепловому удару, как посуда для пламени.
Среди покупателей глины и розничных продавцов существует некоторое недопонимание по этому поводу. Часто путают стойкость к разрушению при высоких температурах и устойчивость к резким перепадам температуры (термоудару).
Коренные народы на протяжении тысячелетий изготавливали (и продолжают изготавливать) терракотовые сосуды для приготовления пищи на открытом огне. Их секрет состоит в высокой пористости обожженного материала. Хотя открытая структура и отсутствие стеклообразной фазы обеспечивают низкую прочность, они также обеспечивают гораздо более низкую хрупкость. Мастера также не глазуруют посуду, и они знают, как надо правильно эксплуатировать изделия.
Керамика очень чувствительна к разрушению при тепловом ударе из-за своей хрупкости. Хрупкий материал просто не может выдерживать напряжения, возникающие при внезапном нагреве или охлаждении, при которых скорость расширения или сжатия в одной части изделия отличается от скорости в другой.
Даже если можно изготовить основу с низким коэффициентом расширения, очень сложно создать глазурь, которая хорошо плавится, но при этом имеет достаточно низкое тепловое расширение, чтобы не образовались трещины. Необходимы фритты со сверхнизким коэффициентом расширением.
Свинцовые глазури с достаточно низким коэффициентом расширения могут быть пригодны, если их наносить тонким слоем. И в некоторых странах Африки и Латинской Америки их используют для посуды.
Только крупные производители могут иметь ресурсы, материалы и оборудование для разработки стекловидной керамики для открытого огня. Хотя можно принять различные меры, чтобы сделать обычный керамогранит более устойчивым к разрушению при тепловом ударе (например, более ровное поперечное сечение, более тонкие стенки, более гладкие контуры, более подогнанные глазури, меньшее количество кварца в массе), вы не в состоянии заставить его выдержать пламя.
Отдельная тема для разработок - стекловидный фарфор с использованием материалов с высоким содержанием лития. Для их приготовления требуются специальные знания и лабораторное оборудование и очень долгая и кропотливая работа.