Практика

rlis

Москва, Шаболовка, пять минут небыстрым шагом через перекресток, круглый сквер, мимо старых кирпичных пятиэтажек, мимо красной кирпичной церкви 17-го века. Двор со старыми огромными деревьями, бетонные клумбы, узкий тротуар, дверь под невзрачным металлическим козырьком, лестница вниз - на цокольный этаж. Заходим. Вот она - светлая, солнечная мастерская керамистов Анны и Александра - «Рыжий лис»!

Когда я впервые пришла в эту мастерскую, я действительно удивилась свету и чистоте этого пространства. Поскольку я тоже работаю с глиной, мне было с чем сравнить - моя мастерская, мягко говоря, выглядит более брутально со всеми атрибутами художественного беспорядка и даже местами хаоса...

Здесь же пространство светится солнцем, порядком и чистотой. Гончарные круги в первозданной свежести, белые стены, светлые деревянные стеллажи с изделиями в строгой аккуратности, баночки с глазурями стройными рядами на своих местах, всё - на своих местах, потрясающе!

masterskaya ryzhlis 1 rlis4

Этому керамическому раю уже второй год. Зимой 17-го года Аня и Саша приняли для себя решение - необходима мастерская для воплощения своих творческих амбиций, для реализации проектов, для творческого движения и роста. Поиски помещения оказались долгими, не так просто оказалось керамистам найти подходящее пространство, отвечающее требованиям керамической мастерской. А когда оно, наконец, нашлось, то ребята смогли оборудовать ее всего за 10 дней - видимо, не терпелось уже приступить к работе. Весна 17-го года ознаменовалась новосельем и наречением мастерской - “Рыжий лис”. 

  • Ребята, что для вас керамика?
  • Всё! - дружно хором и смеясь ответили ребята.

 Анна Иванова-Вуциня родом из Белоруссии, окончила Витебский государственный технологический колледж по специальности художник-керамист. Надо сказать, что она вовсе не планировала становиться художником, после окончания школы Аня подала документы в университет на факультет промышленно-гражданского строительства и на счастье свое провалилась! Этот счастливый провал привел ее в колледж, т.к. она уже имела диплом окончания детской художественной школы (с отличием), и чтобы не тратить время впустую, Аня решила поучиться в этом училище, позаниматься знакомыми и приятными ей вещами, чтобы через год снова попробовать поступить в вуз. Однако учеба так затянула, что через год и речи уже не шло о смене деятельности. “Не я нашла керамику, она меня нашла” - смеется Аня, - “ведь до училища, как выяснилось, я имела очень слабое представление о керамике, самые азы, которые нам давали в художественной школе, здесь же для меня открылся огромный мир, который заманил, заинтриговал, заколдовал”. После колледжа Аня закончила художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического университета, получив таким образом профессию художника-педагога.

 Александр Вересов пришел в керамику еще более витиеватым путем. Человек с двумя образованиями - средне-специальным медицинским и высшим юридическим. До знакомства с Анной работал в серьезной компании юристом. Занимался серьезными вещами и даже в тревожных снах не помышлял о чем-то таком. Познакомившись с Аней, он заразился керамическим вирусом, от которого организм отказался вырабатывать иммунитет, жизнь развернулась в совершенно новое русло.

Анна стала проводником в керамике для Александра, она его научила всему, что умела сама. Потом Саша пошел работать в “Лабораторию керамики”, чтобы расширить область своих знаний, получить опыт. 

Сегодня ребята в этом органичном и счастливом тандеме работают в своей мастерской, реализуют свои творческие идеи, а также занимаются со всеми желающими погрузиться в мир керамики и научиться работать с глиной. Надо ли говорить, что заниматься любимым делом - это счастье? Когда идешь на работу, ускоряя шаг, не потому что опаздываешь, а потому что хочется работать! Это, конечно, очень здорово, однако, есть один важный момент - как удержать это счастье, ведь в нашем материальном мире все требует денег, увы. Вопрос - как зарабатывать керамистам? - мы задаем часто, пытаясь синтезировать этот опыт и поделиться им с другими. 

  • Аня, Саша, как зарабатывать на керамике?
  • Это непростая история, - вздыхают ребята, - наша мастерская требует постоянных вложений: аренда помещения, покупка материалов, все это недешево.

Один из видов заработка это - курсы. Но здесь важно иметь высокую планку. Гончарных студий сейчас по Москве очень много, выбор большой, а значит и конкуренция большая, однако опыт показал, что достойных курсов по гончарному делу и ручной лепке не так уж и много. Беда в том, что в последнее время работа с глиной переживает какой-то общественный бум - огромное количество мастер-классов, где вам обещают за одно занятие легко и просто создать любой сложности изделие, посидеть за гончарным кругом 15 минут и выкрутить кувшин! Эта тенденция сыграла злую шутку, поскольку появилось немало людей, которые, пройдя вот такой мастер-класс или краткосрочный курс по керамике, решили, что они стали художниками-керамистами и могут обучать этому делу других и, соответственно, зарабатывать деньги. Причем коммерческий интерес в этом случае превышает качество такого “преподавания”. Ведь керамика - это не просто работа руками, ремесло, это огромная область знаний и умений, это опыт, накопленный поколениями, ей всю жизнь можно учиться.

Поэтому мы стараемся держать планку, мы не обещаем, что все легко и просто, мы предлагаем именно учиться, учиться вместе с нами. Видимо, этот посыл позволяет нам получать учеников заинтересованных, людей, которые с нами на одной волне. Пока нам это удается). 

  • С какой глиной вы работаете?
  • Мы работаем с разными керамическими массами, но в основном это - МКФ-1. Она хоть и капризная, но мы с ней уже привыкли работать, она слушается.
    Работаем именно с белой глиной, потому что очень нравится потом расписывать изделия, работать с цветом, экспериментировать с глазурями, все это очень интересно, процесс декора в нашем случае - основополагающий.

belglina rlis5

На полках стеллажа рядом с работами учеников сохнут и авторские работы Анны и Александра - изящный кофейник с парой чашек, чайники, пиалы, на подоконнике красуется роскошный морской маяк.

 vaza fXcGsLJS kg rlis3

  • А как насчет продажи своих авторских изделий?
  • Это тоже непростой вопрос. Но варианты, конечно, есть. Многие керамисты участвуют в различных арт-маркетах, на которых продают свои изделия. Прогнозировать успех там очень сложно, раз на раз не приходится, иногда бывает, что и аренду торгового места не получается отбить (а она недешевая), а иногда наоборот - хороший результат со значительным плюсом.

В интернете продавать тоже можно, но предложений так много, что вероятность успеха прямопропорциональна постоянному пиару своего интернет-ресурса - это реклама, деньги, время.

В последние годы, судя по возросшему интересу к керамике на московских арт-маркетах, авторские изделия пользуются спросом. Возможно, пришло время открывать реальные, а не виртуальные магазины с авторской керамикой? 

  • Ребята, а почему “Рыжий лис”?
  • А история очень простая. Аня в свое время рисовала много всяких открыток и других почеркушек, где всегда присутствовал рыжий лисенок. Даже значок такой есть! Он у нас потом стал логотипом нашей студии. А когда встал вопрос о названии мастерской, этот лисенок как-то сам попросился на постоянное место жительства. Саша сказал, что у лисенка есть что-то общее с Аней кроме рыжих волос. Так и решили!

Y7KctM77THE I0KeHyBUh4U

Не могу не рассказать еще про одного жильца мастерской. Это - живой настоящий ненарисованный очаровательный малыш лабрадора, который всех и вся любит до реального щенячьего повизгивания. Цвета он глины МКФ-2 после обжига, зовут Нео - настоящая керамическая собака! Это недавнее приобретение Саши и Ани ходит вместе с ними на работу, счастливо виляя хвостом. Его присутствие в мастерской добавило в нее кроме света и солнца еще и щекотного тепла.

Sobaka

Удачи вам, ребята!

rlis2 MVVYgPYkhfY

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях