Практика

Статья написана 2009-05-14 22:58:25 для журнала "Художественный Совет", М., Гамма
Сегодня мы публикуем ее для напоминания, как работать с этими глазурями, потому что у нас они появились. См. в разделах Глазури и Ангобы.

Глазури этой немецкой компании появились в России пару лет назад. Они стоят немного особняком в линейке глазурей, обычно используемых для декорирования керамических работ. Читатели журнала "Художественный Совет" могут вспомнить статью о получении эффектов техникой двухслойного глазурования (см. №  5, 2008 г., стр. 20-21). Так вот можно сказать, что все глазури BOTZ придуманы именно для получения подобных эффектов, и не обязательно в двухслойной технике.

Abb 12 4 small

 

Легкость использования

Идея BOTZ – создание художнику обширного пространства возможностей декорирования. Обычно при нанесении глазурей возникает множество технических проблем, решить которые подчас невозможно, если не иметь полностью и хорошо оснащенную мастерскую: требуются краскопульты и боксы для напыления, большие объемы глазури для окунания, печи должны быть под рукой, иначе глазури могут осыпаться при транспортировке к месту обжига , и т.д.

C глазурями BOTZ все намного легче: в их состав входят такие фиксаторы и специальные добавки, которые позволяют нанести требующийся слой просто кистью. Мазок ложится ровно и прекрасно закрепляется, а второй мазок не будет сдирать первый! Глазурь прилипнет без особых проблем к любой поверхности, даже если она плохо впитывает воду. Глазурь держится прочно и не будет осыпаться при манипуляциях с изделием во время транспортировки и ставки в печь. 

Одним словом – меньше думайте о технических подробностях, творите!

Легкоплавкие глазури

Эта группа требует обжига при температуре порядка 1050°С и представлена огромным количеством глазурей с разнообразными, порой экзотическими фактурами. Разумеется, есть и рядовые покрытия: прозрачные, белые, однотонные. Однако наибольший интерес вызывают глазури со специальными эффектами.

Вот, например, 9609. Любой профессионал, съевший собаку в составлении собственных покрытий, усмехнется: это просто красная глазурь, в которую насыпаны чешуйки, дающие другой цвет, и можно просто самостоятельно сделать все эти чешуйки и самостоятельно насыпать в требующуюся глазурь. Конечно, можно. Но для этого надо быть профессионалом-технологом и тратить 80% времени на технику и только 20% - на творчество. А кроме того, подобных составов много, и художник-керамист должен просто выбрать требующийся и нанести его в нужном месте, возможно в смеси с другой глазурью или поверх другой глазури.

Есть глазури, сделать которые самостоятельно не по силам и профессионалу.  Среди них – авантюрины и металлики.

Мерцающие глазури или мерцающие ангобы?

металлик - на заднем фоне

Покрытия, которые получаются при использовании этой группы составов, трудно описать и не менее трудно передать на фотографии: они содержат "слюдяные" блестки, мерцающие на цветном матовом фоне.

Состав глазурей выбран промежуточным между составом нерасплавляющегося ангоба и стекловидной глазури. С одной стороны, мерцающие глазури прекрасно сочетаются с ангобами и даже допускают технику сграффито. С другой стороны, они дают сплошные покрытия, как глазурь. Их с успехом можно применять как акцент или как основной фон работы.

Каменные глазури

Наверное, название не самое удачное, оно просто отражает основное назначение – покрытие изделий из каменных масс. К таким относятся любые массы с высокой температурой обжига – 1200-1280°С – в том числе и фарфоровые массы, и, как ни странно, фаянсовые тоже. Но для большинства глазурей этой серии название действительно отражает интуитивно ожидаемое свойство: получаемая поверхность необычайно твердая и шелковисто-матовая - как камень. Поэтому BOTZ смело рекомендует использовать эти глазури и для посуды.

В ассортименте есть несколько рядовых "прямолинейно" окрашенных составов. Большее число составов дает при обжиге удивительные эффекты, особенно на рельефных поверхностях, где в игру вступает толщина слоя. Разработчики постарались отразить это в названиях: "Саламандра", "Травертин" и т.д. Отметим, что названия блеклые по сравнению с реально получающимися фактурами! Но если предлагаемых фактур не хватает, можно воспользоваться специальным составом для усиления эффектов с многообещающим названием BOTZ ПЛЮС.

А что делать, если хочется каменные глазури, а возможности обжигать на 1250°С нет? Предусмотрено решение и этой проблемы – просто добавьте флюс и обжигайте на меньшие температуры, вплоть до 1150°С.

Наслоения и смешения

Мы кратко описали основные серии глазурей, они сами по себе эффектарные. Но суть в том, что их можно сочетать друг с другом как в технике двухслойного глазурования, так и простым смешиванием. декорирование мерцающими глазурями-ангобами Например, есть прозрачная глазурь с темной точкой. Добавьте ее в любой другой состав, в котором Вы хотите увидеть точку. Мы надеемся, что идея понятна, и Вы с успехом сумеете ввести синие "хлопья" в желтую глазурь.

Пример наложения разных глазурей друг по другу приведен на нашем последнем фото. Множество других примеров можно найти на сайте компании, а также в каталоге.

Кстати о каталоге. На его первой странице приведены фото работ с фактурой, поражающей воображение, а смысл первых слов следующий: "Вы думаете, это новые глазури? Нет, это просто сочетание уже известных. Творите!"

Фотографии предоставлены фирмой "Surmann & Kluk Glasuren GmbH" (сегодня - "Botz" GmbH)

BOTZ 9341 + 9483

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях