Статьи

Любопытные факты, увлекательные идеи, плодотворные ссылки.

Здесь собраны посты главного редактора, опубликованные на первой странице нашего сайта, а также в Ленте Лаборатории керамики в Фейсбуке. 

Русская майолика и керамика мира

ceramicGift

Создатели сайта Русская майолика (реальный и интернет-магазин "Керамические подарки") опубликовали целый ряд статей по мировой истории художественной керамики. Перу и Вавилон, Китай и Мейссен, а также выдающиеся керамисты 20 века - вот некоторые темы хорошо иллюстрированных статей. Следует надеяться, что предлагаемые в магазине работы будут себя чувствовать уверенно в таком соседстве.

IS IT FOOD-SAFE?

johnBritt"Во время мастер-классов по глазурям, которые я даю по всей стране, слушатели часто спрашивают меня о безопасности глазурей. Большая часть вопросов сводится к вопросу: Это пищевая глазурь? Как легко себе представить, слушатели надеются получить ответ ДА или НЕТ. К сожалению, этот кажущийся простым вопрос часто приводит к длинным дискуссиям о выделении металлов, цеке, безопасности обжига, токсичности и летучести исходных материалов и т.д...."

Джон Бритт, Is it food safe? 

Скачать 20-страничный pdf-файл статьи можно с сайта автора: http://johnbrittpottery.com/shop/844/ 

Всему свое место

gavrilovYamWood 1300C 01Дровяной обжиг творит свою собственную фактуру.

Это блюдо диаметром 14 сантиметров обожжено в печи Валентина, в прошлом году, в Гаврилов Яме. 

Кроме живости пятен, зола привнесла на поверхность мелкую, малозаметную глазу, но отчетливую шершавость и нескользкость. Вкупе с термостойкостью - прекрасная подставка для джезвы только что с огня!

 
woodfiring 2 woodfiring 1

Глазурная химия по-русски

11391 original

Это событие точно станет вехой в российской художественной керамике: murtille в Живом журнале опубликовала три потрясающих урока по приготовлению глазурей.

В уроках интересно всё: рассказ про оксиды, их влияние на свойства глазурей, рассказ про сами свойства, источники оксидов. Личный опыт автора - очень интересно. Высокая степень доброжелательности автора - удивительно интересно. Еще и подборка интересных фото. 

Одним словом, рекомендуем прочитать. Мы не можем не рекомендовать, потому что давно призываем учиться глазурной химии: см. статью Введение в глазурную химию на нашем сайте.

Советы начинающему керамисту

Самые трудные - первые 10 лет.

Надо разбить много плохих горшков.
Надо сохранить много плохих горшков, для сравнения.

Погрузись в свое искусство.
Осознай - оно органическая часть тебя.
Никогда не жалей о времени, потраченном на него.

Следуй за каждым порывом.

Делай,
Даже если ты этого раньше не делал, и вообще никто не делал,
Даже если это кажется сумасшедшим,
Делай.

Не пытайся "лечить" плохой горшок; сомни его и сделай лучше.

Выясняй свои промахи и работай над ними.
Учись на своих ошибках.
Записывай ошибки, чтобы не забывать о них.

Храни свои лучшие работы.

Ищи художников, с кем можно поболтать. Они понимают, что такое креативное безумие.

Тренируй мускулы творчества каждый день:
Черти, читай, мечтай, планируй, делай: Что необходимо сделать, о чем нужно подумать.
Это должно стать ежедневной привычкой. Сантиметры складываются в километры.

Фотографируй все, что ты делаешь.

Веди журнал. Первое намерение, случившаяся счастливая ошибка, техника, вдохновение, всё, о чем нужно поразмышлять, всё, что ты видишь и делаешь.
Кажется, ты вспомнишь об этом позже, но часто идеи быстро улетают.
И тебе не хочется их терять.

Ищи свою собственную правду, постоянно возвращайся к своей собственной теме.

Храни рисунки и образцы, вдохновившие тебя.

Копировать идеи - здорово; дублировать работы другого художника - не очень здорово.
Ты воруешь их, и они грабят тебя.

Создавай справочную библиотеку: собирай книги по теме, продай остальные.

Избегай смотреть на отвратительное.

Слушай всех.
Плохие советы игнорируй.

Храни только то, что вдохновляет тебя.

Стремись создать среду.

Не беспокойся о Стиле, беспокойся об Умении.

Установи высокие стандарты.
Имеется в виду: ВЫСОКИЕ.
Настолько высокие, чтобы за ними все время приходилось гнаться.

Не волнуйся, не спрашивай себя ‘Достаточно ли это хорошо?’
Это достаточно хорошо, пока ты не сможешь сделать лучше.

Найди свою нишу на рынке.

Если требуется инструмент, выясни, как его достать или сделай его.
Не можешь сам - найди мастера, который сделает его для тебя.

Заботься о своих инструментах.

Учись всегда. Не рассчитывай, что кт о-то еще тебя научит тому, что тебе нужно знать.
Учи других, когда это возможно, и тогда ты будешь учиться лучше.

Найди наилучшую обстановку для работы: в одиночку или в группе, в тишине или с музыкой и разговорами, неряшливую или опрятную, и т.п.

Если вещь не продается, упакуй ее и долго-долго не смотри на нее.
Потом распакуй и посмотри на нее. Реши, нужно ли ее сохранить, продать или разбить.

Никогда не предлагай на продажу то, на что тебе стыдно посмотреть еше раз.

Живи со своими вещами. Что кажется классным сегодня, может не смотреться так отлично завтра.
Бывает, к удивлению, и наооборот.

Не катись по накатанной.
Работа каждого помнемногу меняется. Прими это.

Не относись к себе слишком серьезно, относись просто серьезно.

Jeanette Harris [clay.engineer@gmail.com], через ClayArt

Гончарка: кракле № 1.

cracle 1Пожалуй, самый простой способ создать отчетливую картину трещин -  это использовать подходящий ролик в виде пяти-шестиконечной шестеренки.

Сначала нужно выкрутить цилиндр с достаточно толстой стенкой. Пройтись по нему роликом или сразу кассетой роликов, чтобы захватить всю высоту. А далее продолжаем формовать абрис горшка. Трещины разойдутся, углубятся и изовьются в зависимости от кривизны поверхности.

Можно заглазуровать сплошь, можно залить только углубления. В отличие от других техник, это "кракле" настолько глубокое, что будет видно при любом способе декорирования.

На фото ниже - еще один горшок и его фрагмент ближе к донышку, где как раз видны "истоки" отпечатанных роликом трещин.

 
cracle 1 2 cracle 1 3

Купить ролики можно у нас!
Художник - Наталья Бабина.

Obvara по-американски.

Obvara - это так звучит обвар в английско-американском произношении. Вот выдержка из сегодняшнего поста Ceramic arts daily: obvara

Техника Obvara, изобретенная в Восточной Европе примерно в 12 веке, включает обваривание керамики с целью герметизировать пористую поверхность. Как и в раку-процессе, утильный горшок нагревают, в этом случае до 1650°F (899°C), и извлекают из печи горячим. Отличие в том, что перед тем, как окунуть горшок для быстрого охлаждения в холодную воду, его окунают в специфическую Obvara -закваску. Эффект вполне себе сногосшибательный.

 

Эстетика простоты и необходимости.

pottersBookВ далеком 1940 году книга Бернарда Лича произвела фурор: сначала среди керамистов Великобритании, затем - США и Европы. Книга переиздавалась многократно. Считается, что это безусловный "маст рид" любого художника в керамике.

К нам едет издание 1967 года, по-видимому, 15-ое.

Выдержки из книги будут публиковаться в нашей библиотеке.

 

ГОНЧАРКА. КРАКЛЕ № 2

Есть несколько базовых техник кракле на гончарном круге. Вот одна из них:

cracleBowl8.5xd11.0 250px

Чаша сделана из нашей гончарной красной массы. Высота 8,5 см, диаметр 11,0 см. Глазурь - золотая S-1078, два обжига. Художник - Наталья Бабина.
Технику вы можете посмотреть у Максима Дятлова. Или приходите к нам на мастер-классы

 

ПРОСТО УБРАТЬ МУСОР

Как часто бывает, что неплохая, а главное дешевая порошковая надглазурка плохо ложится, дает неровный мазок, пятнистость.

strokes

Обычная рекомендация - разотрите краску курантом на стекле. К сожалению, непросто найти курант с хорошей плоской поверхностью, а тереть надо долго.

Мы попробовали другой способ. Пару столовых ложек порошка "плохой" черной краски (на фото ее мазок после обжига - слева) положили на большое сито 80 микрон. Сито можно найти в магазинах лабораторной посуды. Всю краску на свежем воздухе протерли по-сухому малярным флейцем № 50. Это заняло 10 минут. Результат после обжига - правый мазок.

А на фото ниже - то, что осталось. Сфотографировано с увеличением раз в 25.
Это просто плохо смолотые кусочки той же краски. И их можно использовать где-нибудь. Например, как точку в белой глазури.

 мусор

 

ШЕСТЬ АНГОБОВ В ОДНОЙ КОРОБКЕ

0640 sgrafiato pomidore

 

Летняя аппетитная тема! Удивительно, как простая плошка вписывается в дачную жизнь.

Плошка сделана буквально за два дня: сформована на гончарном круге из глины МКФ, покрыта ангобами серии 0640 (они продаются набором 6 цветов), процарапана, высушена, окунута в слегка разбавленную глазурь 0119 и обожжена при 1050°С.

Зелень и помидоры, увы, так быстро не зреют.

 

ЦВЕТ В КЕРАМИКЕ. МЕТАМЕРИЗМ

Вообще говоря, метамерия - это когда глаз воспринимает смесь цветов так же, как чистый цвет. Но чаще говорят про явление метамерии, если всё наоборот: цвет той же самой поверхности при разном освещении воспринимается совершенно по-разному. 

Наш глаз изумительным образом корректирует цвет под освещение, в отличие от фотоаппаратов, например, которым надо явно сказать про дневной или искусственный свет. И мы редко замечаем цветовые различия керамического декора в зависимости от того, смотрим мы на него на солнце или под люминесцентной лампочкой. Но бывают и исключения. Глазурь 0119-34 - как раз оно и есть. Учитывайте это обстоятельство, когда показываете образцы заказчику.

0119-34 1000С warm 0119-34 1000 cold
Теплая лампа Холодная лампа

Кстати, вы знаете, почему?

Мы ждем Ваших откликов и предложений